logo
ИТ_в_банковском_деле / Лекции / IT-BANK-abstract-1

Специфика банковских информационных систем

До третьего этапа развития ИС банковские информационные системы практически не отличались одна от другойи копировали системы, существовавшие для автоматизации предприятий различного профиля.С появлением персональных компьютеров большинство банков начало вкладывать деньги в разработку своих уникальных ИС. И до настоящего времени,в зависимости от конкретного банка, информационные системы очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации. Однако при наличии функциональных и архитектурных отличий, специфику ИС определяет предметная область банковского бизнеса. В первую очередь в банковском бизнесе не требуются массивные расчеты, аосновной проблемой всегда являются объемы информации, которые необходимо собирать, надежно хранить и оперативно обрабатывать.

Поэтому в основе автоматизации банковской системы лежит среда хранения и доступа к данным.Среда должнаобеспечивать уровень надежности хранения и эффективность доступа. Соответствующие области информациидолжны иметь максимальную защищенностьот несанкционированного доступа.

Пользователями систем являются банковские служащие. Для них терминал, персональный компьютер или рабочая станция представляют собой всего лишь орудие их собственной профессиональной деятельности. Поэтому информационная система обязана обладать простым, удобным, легко осваиваемым интерфейсом, который должен предоставить конечному пользователю все необходимые для его работы функции, но в то же время не дать ему возможность выполнять какие–либо лишние действия.

Эффективность использования системы зависит от качества интерфейса.

Существенной составляющей банковской информационной системы является информация, которая долго накапливается и утрата которой невосполнима. Поскольку в банках планируется долговременное накопление ценной информации, то должны существовать надежные способы ее долговременного хранения.

Основные цели автоматизации:

- повышение эффективности работы банка;

- повышение конкурентоспособности на рынке банковских услуг.

Задачи автоматизации:

- сокращение издержек (достижение адекватности структуры банка выполняемым функциям, сокращение документооборота, совершенствование учета и отчетности);

- максимизация прибыли;

- обеспечение межбанковского взаимодействия, удаленного взаимодействия;

- повышение уровня технологий (организация аналитической обработки информации, обеспечение принятия обоснованных решений…)

Автоматизация позволяет:

- повысить оперативность обработки информации, обеспечить работу в режиме реального времени;

- продлить операционный день, расширить часы обслуживания клиентов;

- расширить спектр услуг:

- повысить надежность исполнения банковских операций;

- обеспечит конфиденциальность и сохранность информации;

- повысить производительность труда персонала.

При внедрении АБС решаются три группы проблем:

1. Организационные. Проявляются в особенностях организации внутренней и внешней деятельности банка.

2. Информационно-функциональные связаны с готовностью персонала к автоматизации.

3. Программно-технические выражаются в выборе между собственной разработкой или приобретением готового решения.

При внедрении банковских ИТ соблюдаются принципы:

-комплексный подход (интеграция спектра банковских функций);

- модульность системы (позволяет наращивать функциональность);

- открытость технологий (позволяет взаимодействовать с внешними системами);

- гибкость настройки (адаптация к среде и регламентам деятельности конкретного банка);

- масштабируемость (предусмотрена возможность расширения и усложнения модулей системы);

- многопользовательский доступ в режиме реального времени, реализация функций в едином информационном пространстве;

- моделирование бизнес-процессов, возможность настройки их алгоритмов:

- непрерывность развития системы на основе реинжиниринга бизнес-процессов.

Внедрение АБС связано с планированием инфраструктуры ИТ банка. Обеспечивающая подсистема инфраструктуры: информационное обеспечение, технические средства, системы связи и коммуникации, ПО, системы защиты.Функциональная подсистемареализует услуги банка, бизнес-процессы, комплексы задач, отражающие банковскую деятельность.

Архитектура функциональной подсистемы имеет три уровня:

- верхний уровень: модули, обеспечивающие ввод информации, первичную обработку, взаимодействие с клиентами, партнерами и т.п. (ЦБ, информационные агентства…);

- средний уровень: приложения по направлениям внутрибанковской деятельности и внутренним расчетам 9работа с депозитами, кредитами, ценными бумагами, пластиковыми картами…);

- нижний уровень: базовые функции бух учета(бухгалтерское ядро) – модули, обеспечивают ведение бух учета в полном объеме.

АБС представляет собой набор модулей, построенных в едином технологическом ключе, объединенных вокруг единого финансового ядра на единой аппаратно-программной платформе.