Автогражданская ответственность владельцев транспортных средств

курсовая работа

1.2 Соглашение о прямом возмещении убытков между страховыми компаниями

возмещение убыток автогражданский потерпевший

Основу прямого возмещения ущерба от ДТП составляет соглашение о прямом возмещении убытков, которое заключается между членами профессионального объединения страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред.

Расчеты между указанными страховщиками могут производиться путем возмещения суммы оплаченных убытков по каждому требованию или исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат.

Требования к соглашению о прямом возмещении убытков, порядок расчетов между указанными страховщиками, а также особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

Учредительными документами профессионального объединения страховщиков должно быть предусмотрено, что заключение соглашения о прямом возмещении убытков со всеми членами такого объединения является обязательным условием членства страховой организации в профессиональном объединении страховщиков.

Очень часто в качестве основания освобождения от возмещения ущерба потерпевшему страховщики указывают на управление транспортным средством при дорожно-транспортном происшествии лицом, не указанным в договоре в качестве допущенного к управлению этим транспортным средством. Абрамов В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2009. - № 34. - С. 3 - 4.

Следовательно, возникает вопрос, обязан или нет страховщик произвести страховую выплату потерпевшему, если причинитель вреда не вписан в полис в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством.

По общим основаниям ответственности за причинение вреда в соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 06.02.2007 № 10950/06 разъяснил, что для целей Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» используется понятие «владелец транспортного средства» и приводится перечень законных оснований владения транспортным средством (статья 1 этого Закона). Этот перечень не является исчерпывающим. В понятие «владелец» не включены лишь лица, управляющие транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства. Содержание названной нормы Закона указывает на то, что в его целях незаконным владением транспортным средством должно признаваться противоправное завладение им. Остальные основания наряду с прямо оговоренными в Законе следует считать законными основаниями владения транспортным средством.

Таким образом, только лицо, управляющее автомобилем без законных оснований (противоправно завладевшее автомобилем), не является владельцем транспортного средства для целей Закона об ОСАГО, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования.

В Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.11.2007 № 8683/07 указано: поскольку перечень оснований для владения транспортным средством, содержащийся в статье 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не является исчерпывающим, при отсутствии в конкретном случае поименованного в этом Законе основания владения транспортным средством незаконность владения должна доказываться лицом, которое на нее ссылается (в большинстве случаев таким лицом является страховщик причинителя вреда).

С учетом приведенных толкований норм права, из судебной практики можно выявить некоторые случаи, когда лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, было признано использующим транспортное средство на законном основании и его ответственность признана застрахованной по страховому полису:

1. Гражданин А. управлял автомашиной с разрешения законного владельца - гражданина В., имеющего доверенность от собственника. Разрешение выражено в виде доверенности в простой письменной форме и закону не противоречит. Отсутствие нотариального удостоверения этой доверенности (как выданной в порядке передоверия) согласия законного владельца на передачу управления транспортным средством гражданину А. не отменяет.

2. Автомобиль передан собственником - гражданином А. по доверенности гражданину Б. Гражданская ответственность собственника и владельца автомобиля по доверенности застрахована. Владелец - гражданин Б. в своем присутствии устно передал управление автомобилем несовершеннолетнему и не имеющему водительских прав гражданину В., который признан виновным в свершившемся ДТП. Поскольку автомобиль выбыл из владения не вследствие противоправных действий, гражданская ответственность законного владельца транспортного средства - гражданина Б. на момент ДТП была застрахована, отказ страховщика от выплаты страхового возмещения неправомерен.

3. Согласно полису обязательного страхования застрахована ответственность гражданина А. в качестве собственника автомобиля и гражданина Б. в качестве страхователя и допущенного к управлению этим автомобилем водителя. Гражданин Б. допущен к управлению транспортным средством собственником на основании нотариально удостоверенной доверенности, содержащей также право распоряжения автомобилем. В момент ДТП автомобилем управлял гражданин В. в присутствии и с согласия гражданина Б. Поскольку в данном случае есть наличие не противоречащего Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» основания для использования гражданином В. автомобиля, отказ в страховой выплате в связи с тем, что названный гражданин, допущенный к управлению автомобилем, в договоре обязательного страхования не значится, является незаконным.

4. Противоправное завладение автомобилем, при использовании которого причинен вред, признано судами недоказанным. Гражданин Б. использовал этот автомобиль с разрешения законного владельца - гражданина А., имеющего от собственника доверенность, которая предоставляла ему право на передачу другим лицам управления автомобилем. Разрешение на использование гражданином Б. автомобиля дано в виде доверенности на управление им и не позволяет усомниться в наличии воли законного владельца на передачу этому лицу транспортного средства в эксплуатацию. Таким образом, гражданина Б. следует признать лицом, использующим автомобиль на законном основании.

Итак, подводя итоги по данному разделу исследований, можно отметить следующее: основу прямого возмещения ущерба от ДТП составляет соглашение о прямом возмещении убытков, которое заключается между членами профессионального объединения страховщиков; в правоприменительной практике зачастую возникают проблемы при признании лица использующим транспортное средство на законном основании и подтверждении права на прямое возмещение вреда по ОСАГО.

Делись добром ;)