logo
Автогражданская ответственность владельцев транспортных средств

Введение

Страхование ответственности - сравнительно молодая отрасль страхового дела, которая в международной практике существует чуть более 100 лет. В основе страхования ответственности лежит вытекающая из требований гражданского законодательства имущественная ответственность юридических и физических лиц за последствия своей деятельности.

Аварийность на дорогах стоит в ряду наиболее значимых социально-экономических проблем современного общества. Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) погибают 1,2 млн человек и 50 млн человек получают травмы. В России в период с 2003 по 2011 годы погибло около 350 тыс. человек и почти 2,2 млн человек получили травмы. Число погибших в ДТП в России сопоставимо с аналогичным показателем во всех странах Европейского Союза (ЕС) (около 40 тыс. человек в год).

Более 25% от числа погибших в ДТП как в России, так и за рубежом составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26-40 лет). Социально-экономический ущерб от ДТП в Российской Федерации составляет около 2,5% от ВВП и сопоставим со вкладом в ВВП целых отраслей национальной экономики. В 2006 году этот показатель составил 462 млрд руб.

По состоянию на 31 декабря 2010 года в Российской Федерации страховые премии по ОСАГО составили 63,9 млрд руб., или 10,6% от совокупного показателя страховой премии российских страховщиков. При этом неуклонно возрастает роль страхования ответственности, главным образом как следствие введения в 2002 году обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ТС). Становится очевидным, какой огромный рынок услуг будут обслуживать страховые организации, получившие разрешение и соответствующую лицензию от государства на предоставление платных услуг в связи с увеличением количества транспорта и роста заключенных договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и какие большие усилия предстоит принять Российскому государству для сокращения дорожно-транспортных происшествий, количества погибших, раненых и материального ущерба. В связи с этим перед юридической наукой вообще и наукой гражданского права в частности встает задача разработки действенных правовых средств и системы нормативно-правовых актов, регулирующих все указанные выше отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспорта. Все это, естественно, делает актуальной проблему становления и действия механизма правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целом.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС (ОСАГО) может активно влиять на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий. И фундаментальное значение для разрешения общественного противоречия, связанного с необходимостью выделения государством средств на защиту интересов потерпевших в случае их отсутствия или недостатка у причинителя вреда, имеет ОСАГО, обязывающее владельцев ТС к заключению договоров страхования в соответствии с минимальными требованиями, установленными государством.

Цель курсовой работы - рассмотреть преимущества и проблемы прямого возмещения вреда потерпевшим в ДТП по договорам ОСАГО. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить прямой порядок возмещения ущерба потерпевшим;

- провести сравнительный анализ прямого и косвенного возмещения ущерба по договорам ОСАГО;

- проанализировать примеры судебной практики по искам о прямом возмещении ущерба по договорам ОСАГО и выявить преимущества и недостатки прямого возмещения ущерба.

Объектом исследования выступает рынок страхования гражданской ответственности владельцев ТС в Российской Федерации и сложившийся механизм прямого возмещения вреда по договорам ОСАГО.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок страхования гражданской ответственности владельцев ТС в обязательной форме и порядок прямого возмещения вреда по обязательному страхованию автогражданской ответственности в Российской Федерации.

Методология исследования основывалась на использовании системного подхода. В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как статистический и экономический анализ, сравнение, классификация и т.д. В ходе исследования использовались принципы диалектического, системного и логического методов, позволившие рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи.

Тема курсовой работы обладает средней степенью разработанности в литературе. При этом в последнее время остро обсуждается ряд публикаций, прежде всего комментариев к законодательству и статей, касающихся различных аспектов правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В то же время фундаментальных монографий, диссертаций и других научных разработок пока в гражданском праве мало. Особое внимание проблемам прямого возмещения ущерба по договорам ОСАГО уделено в работах таких ученых-правоведов, как Антоненко Д.А., Аракчеев Д.Д., Грудцына Л.Ю., Дедиков С.В., Селуянов Д.М.

Структурно работа построена следующим образом: введение, библиография, историческая справка, три главы основной части, заключение, список используемых источников.

Yandex.RTB R-A-252273-3