Кредиты всемирного банка российской федерации
(млн долл.)
Финансовый год | Займы | Сумма |
1993 | Реабилитационный | 600,0 |
| Службе заниятости и социальной защиты | 70,0 |
| На содействие в осуществлении приватизации | 90,0 |
| Первый нефтяной реабилитационный | 610,0 |
1994 | На ремонт и содержание шоссейных дорог | 300,0 |
| На развитие финансовых учреждений | 200,0 |
| На осуществление земельной реформы | 80,0 |
| На осуществление сельскохозяйственной реформы | 240,0 |
| На поддержку предприятий | 200,0 |
| Втрой нефтяной реабилитационный | 500,0 |
1995 | На управление окуржающей средой | 110,0 |
| На подготовку управленческих и финансовых кадров | 40,0 |
| На развитие проектного портфеля | 40,0 |
| На жилищный проект | 400,0 |
| На модернизацию налоговой службы | 16,8 |
| Чрезвычайный на ликвидацию нефтяного загряз-нения и уменьшение связанного с ним ущерба | 99,0 |
| На городской транспорт | 329,0 |
| Второй реабилитационный | 600,0 |
1996 | На развитие стандартов | 24,0 |
| На ремонт мостов | 350,0 |
| На развитие региональной социальной инфраструктуры | 200,0 |
| На передачу ведомственного жилья | 300,0 |
| На развитие фондового рынка | 89,0 |
| На медицинское оборудование | 270,0 |
| На реализацию проекта правовой реформы | 58,0 |
| На структурную перестройку угольного сектора | 500,0 |
| На проект содействия в реализации перестройки угольного сектора | 25,0 |
| На повышение эффективности использования энергии | 70,0 |
1997 | На проект восстановления центра Санкт-Петербурга | 31,0 |
| На структурную перестройку экономики | 600,0 |
| На инновационный проект в области образования | 71,0 |
| На пилотный проект реформы здравоохранения | 66,0 |
| На проект Бюро экономического анализа | 22,6 |
| На проект содействия реструктурированию предприятий | 85,0 |
| На проект содействия реформе в электроэнергетическом секторе | 40,0 |
| Гарантийная операция по пректу «Морской старт» | 100,0 |
| На структурную перестройку системы социальной защиты | 800,0 |
1998 | На содействие реализации структурной перестройки системы национальной защиты населения | 28,6 |
| Второй на структурную перестройку экономики | 800,0 |
| Второй на структурную перестройку угольной промышленности | 800,0 |
| Третий на структурную перестройку экономики | 1500,0 |
Всего | 41 заем | 11355,0 |
Источник. Данные Представительства Всемирного банка в России |
В середине 90-х годов ВБ активизировал взаимодействие с Россией. Основное внимание сосредоточено на энергетическом, финансовом, социальном и сельскохозяйственном секторах экономики России, а также на оказании Банком содействия в переходе к рыночной экономике.
Наиболее крупными кредитами ВБ России в 1995—1998 финансовых годов, являются: второй реабилитационный заем (600 млн. долл., 1995 г.); заем на осуществление жилищного проекта(400 млн., 1995 г.); два займа на перестройку угольной промышленности (500 млн. в 1996 г. и 800 млн. в 1998 г.); три займа на перестройку экономики (600 млн., 1997 г.; 800 млн. долл. и 1500 млн. долл., 1998 г.); заем на перестройку системы социальной защиты (800 млн. долл., 1997 г.).
С момента вступления России во ВБ в 1992 г. по август 1998 г. Банк предоставил ей 41 заем на сумму 11,4 млрд. долл., реально были использованы 5,7 млрд. долл., или 61,7% от 9,2 млрд. долл., выделенных на 30 июня 1998 г.1 (1 The World Bank Annual Report 1998. The World Bank, Washington, 1998, p. 215). Россия, на которую приходилось 5,31% задолженности всех стран — членов ВБ, была седьмым по счету должником Банка после Мексики, Индонезии, Китая, Индии, Южной Кореи и Бразилии1 (1 Ibid, p, 214—216).
Россия осуществляла заимствования в ВБ на условиях валютного пула (т.е. в нескольких валютах) по ставке от 6,54% годовых до 8,37% (ставка пересматривается каждые 6 месяцев). Одновалютные займы предоставляются по ставке ЛИБОР плюс договорная маржа 0,5% (с 31 июля 1998 г. — 0,75%).
ВБ обычно связывает предоставление кредитов с выполнением страной-заемщицей тех же условий, которые выдвигает и МВФ. однако Фонд делает упор на мерах, призванных обеспечить макроэкономическую и финансовую стабилизацию, Банк — на деталях структурных преобразований (открытие естественных монополий для конкуренции; развитие приватизации; утверждение частной собственности на землю; совершенствование налогового регулирования, сбора налогов; реформирование банков).
Из табл. 10.14 следует, что почти 40% займов пришлись на займы макроэкономического характера и, следовательно, пополняющие доходы государственного бюджета (реабилитационные займы и займы на структурную перестройку экономики). Они близки по своему назначению кредитам МВФ. Крупные заимствования России обусловлены кризисным состоянием экономики. 20% инвестиционных кредитов ВБ были направлены в энергетику (главным образом нефтяную и угольную промышленность) и 20% — в социальную сферу. ВБ сыграл важную роль в формировании международного фонда содействия приватизации и реорганизации государственных предприятий в России, решение об учреждении которого было принято на совещаний «-семерки» в Токио в июле 1993 г. 1/3 планируемой суммы (1 млрд. из 3 млрд. долл.) должны были составить кредиты ВБ, МФК и ЕБРР крупным приватизируемым предприятиям и 500 млн. долл. — помощь ВБ российским регионам.
В июне 1997 г. ВБ одобрил новую стратегию содействия России, которая предусматривала увеличение кредитования для поддержки экономических преобразований. Наметились положительные сдвиги в осуществлении проектов МБРР в России: доля проектов с удовлетворительным рейтингом реализации увеличилась с 39 до 65%, объем расходования средств по инвестиционным проектам вырос втрое — с 294 млн. долл. в январе 1996 г. до 1027 млн. в марте 1997 г.
ВБ предоставил России новые структурные и инвестиционные кредиты. Так, 18 декабря 1997 г. были одобрены два займа по 800 млн. долл. каждый: один — для структурной перестройки экономики, реструктурирования естественных монополий в области электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта; второй — для преобразования угледобычи — ликвидации компании «Росуголь», приватизации жизнеспособных угольных предприятий и закрытия нерентабельных шахт.
В рамках пакета экстраординарной финансовой помощи в размере 22,6 млрд. долл., согласованного Россией с МВФ, ВБ и правительством Японии в июле 1998 г., ВБ 7 августа 1998 г. одобрил предоставление России третьего займа на цели структурной перестройки экономики (1,5 млрд. долл. на 7 лет). Это был самый крупный заем ВБ России. 300 млн. долл. из этой суммы были перечислены немедленно, остальные средства планировалось направить двумя порциями (500 и 700 млн.) в последующие 18 месяцев. Предполагалось, что до конца 1998 г.
Таблица 10.14
ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА И ТИПЫ КРЕДИТОВ ВСЕМИРНОГО БАНКА,
ПОЛУЧЕННЫХ РОССИЕЙ
(млн долл. США)
Назначение займов | Финансовые годы | |||||||
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 (по август) | 1993—1998 гг. | ||
млн долл. | в% от общей суммы | |||||||
Реабилитационные займы | 600,0 | — | 600,0 | — | — | — | 1200,0 | 10,6 |
Займы на структур-ную перестройку экономики (вклю-чая поддержку и ре-структурирование предприятий, со-действие приватиза-ции) | 90,0 | 200,0 | 40,0 | — | 685,0 | 2300,0 | 3315,0 | 29,2 |
Управление госу-дарственным секто-ром | — | — | 56,8 | 82,0 | 22,6 | — | 161,4 | 1,4 |
Финансовый сектор | — | 200,0 | — | 89,0 | — | — | 289,0 | 2,6 |
Энергетика (нефтя-ная и угольная про-мышленность, элек-троэнергетика) |
610,0 | 500,0 | — | 595,0 | 40,0 | 800,0 | 2545,0 | 22,4 |
Сельское хозяйство | — | 320,0 | — | — | — | — | 320,0 | 2,8 |
Инфраструктура (транспорт, дорож-ное хозяйство, го-родская застройка) | — | 300,0 | 329,0 | 350,0 | 31,0 | — | 1010,0 | 8,9 |
Защита окружаю-щей среды | — | — | 209,0 | — | — | — | 209,0 | 1,8 |
Развитие социаль-ной сферы (система социальной защи-ты, жилье, здраво-охранение, образо-вание) | 70,0 | — | 400,0 | 770,0 | 937,0 | 28,6 | 2205,6 | 19,4 |
Гарантийная опера-ция по проекту «Морской старт» | — | — | — | — | 100,0 | — | 100,0 | 0,9 |
Всего | 1370,0 | 1520,0 | 1634,8 | 1886,0 | 1815,6 | 3128,6 | 11355,0 | 100,0 |
Источник. Рассчитано по данным Представительства Всемирного банка в России. |
Россия получит от ВБ 1,7 млрд. долл. и в 1999 г. 4,3 млрд. долл.
Принятые 17 августа 1998 г. российским правительством меры, объявление дефолта по ряду внутренних и внешних обязательств привели к замораживанию утвержденных ВБ кредитов. Тем не менее 26 февраля 1999 г. подписано соглашение о предоставлении России нового инвестиционного кредита (400 млн. долл.) на строительство и ремонт шоссейных дорог. Однако реализация одобренных бюджетозамещающих кредитов на структурную перестройку экономики зависит от достижения Россией договоренности с МВФ.
Международная финансовая корпорация (МФК) начала свою деятельность в России с оказания технической помощи. Особенно существенную роль она сыграла в реализации программы приватизации в Нижегородской, Волгоградской, Новосибирской областях и Республике Саха. За период по 1998 г. профинансировано 38 российских проектов на сумму 563 млн. долл. из собственных средств и 223 млн. долл. за счет синдицированных кредитов. Совокупная стоимость этих проектов составляет 1,9 млрд. долл. МФК приняла участие в кредитовании нефтяных и других проектов. Она содействует развитию телекоммуникаций, пищевой промышленности, гостиничного бизнеса и ряда других секторов.
В 1998—1999 финансовом году возможность прибегать к займам Международной ассоциации развития имели лишь страны, у которых ВВП на душу населения в 1997 г. не превышал уровень 925 долл. (в России он составлял 2740 долл.).
Европейский банк реконструкции и развития и Россия. СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составила 6% (600 млн. ЭКЮ, или 720 млн. долл.). После распада СССР Россия стала членом ЕБРР. Она унаследовала акции (4% капитала Банка). На 31 декабря 1998 г. доля России в капитале ЕБРР — 800 млн. ЭКЮ (с 1999 г. — евро), или 936 млн. долл., из которых реально оплачены 16,4%. Россия — крупнейший получатель кредитов ЕБРР. Ее доля в кредитном и инвестиционном портфеле Банка на конец 1998 г. составляла 24%1 (1 Годовой отчет 1998 г. Европейский банк рекнструкции и развития. — Лондон, 1999. — С. 25). Ключевым элементом стратегии ЕБРР в России является кредитование и финансирование путем вложений в акционерные капиталы конкретных инвестиционных проектов преимущественно в частном секторе (как правило, до 35% стоимости проекта), имеющих целью содействие структурной перестройке, приватизации, а также развитию финансового сектора и инфраструктуры (транспорт, связь, телекоммуникации и др.), обеспечивающих производственную деятельность. Кроме того, Банк оказывает России кредитную и финансовую помощь в сфере развития энергетики (нефте- и газодобыча), горнодобывающей промышленности, конверсии промышленного производства, в банковском секторе, подготовке кадров. ЕБРР обычно не требует гарантий правительства.
С момента образования ЕБРР к концу 1998 г. совет директоров Банка одобрил 105 проектов для России на общую сумму 3,44 млрд. ЭКЮ, или 4,0 млрд. долл. (доля ЕБРР) при валовой их стоимости в 11 млрд. ЭКЮ (12,9 млрд. долл.). Из этого числа 87 проектов подписаны, причем ЕБРР выделил на их осуществление 2,84 млрд. ЭКЮ, или 3,3 млрд. долл. (включая подпроекты); общая стоимость этих проектов — 9,54 млрд. ЭКЮ (11,2 млрд. долл.)1 (1 Деятельность ЕБРР в Российской Федерации. Информационный листок Представительства ЕБРР в Москве, 1999. — С. 1). Фактическое использование средств по одобренным для России проектам на конец 1998 г. составляло 1469,8 млн. ЭКЮ2 (2 Годовой отчет 1998 г. Европейский банк реконструкции и развития. — Лондон, 1999. — С. 81.) (1719,7 млн. долл.), т.е. 42,7% объема выделенных кредитных ресурсов. ЕБРР осуществляет свою деятельность в 35 регионах России.
В своей стратегической линии ЕБРР в России, как и в других странах, делает упор на инвестировании в частный сектор. На конец 1998 г. соотношение проектов в частном и государственном секторах в портфеле ЕБРР для утвержденных Советом директоров Банка операций в России составляло 88:12.
Деятельность ЕБРР в России осуществляется, с одной стороны, посредством вложений через различные созданные с его участием фонды, а с другой — путем предоставления кредитов непосредственно банкам и предприятиям или инвестиций в их акционерные капиталы.
При осуществлении токийского пакета содействия России под эгидой ЕБРР в октябре 1993 г. был сформирован специальный фонд поддержки малых предприятий России (ФПМПР) в размере 300 млн. долл. (доля ЕБРР) — 150 млн. долл.). Мелкие и средние предприятия могут через посредство российских банков прибегать к льготным кредитам этого фонда. Начиная с 1994 г. ФПМПР выдал предпринимателям в России более 26 тыс. кредитов на общую сумму свыше 350 млн. долл. (средний размер кредита — 14 тыс. долл.).
ЕБРР совместно с ВБ и его филиалом — МФК участвовал в образовании части международного фонда содействия приватизации крупных государственных предприятий (1 млрд. долл.), созданной за счет международных финансовых инструментов. В рамках постприватизационного проекта поддержки предприятий (ППП) ЕБРР и ВБ совместно открыли кредитную линию на 300 млн. долл. для целей финансирования структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора России. ЕБРР принимает участие в проекте, предоставляя кредит на сумму 100 млн. долл.
На Токийском совещании «семерки» в «верхах» в июле 1993 г. в рамках инициативы по оказанию поддержки приватизированным российским предприятиям правительствами Группы 7 и Европейским союзом была согласована программа создания под эгидой ЕБРР региональных фондов верчурного капитала (РФВК). Инвестирование средств ЕБРР через посредство этих фондов производится таким образом, что 75% средств должны использоваться в пределах соответствующего региона. Фонды предоставляют капитал для помощи приватизируемым предприятиям в осуществлении структурной перестройки, причем параллельно с этим они оказывают им техническое содействие в подготовке, реализации и сопровождении проекта. В каждом фонде капитал ЕБРР, составляющий, как правило, 30 млн. долл., должен дополняться взносом правительства страны-донора в размере 20 млн. долл. За период с января 1994 г. по октябрь 1996 г. за счет средств ЕБРР одобрено создание одиннадцати фондов венчурного капитала в России на сумму 310 млн.
Таблица 10.15
- Глава 1
- Доля различных групп стран в ввп мира
- Глава 2
- Основные элементы национальной
- Расчет курса сдр к доллару сша
- Глава 3
- Эволюция мировой валютной системы
- Сравнительная характеристика сдр и экю
- Центральные курсы и пределы
- Глава 4
- Глава 5
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6
- Cхема расчетов по документарному аккредитиву
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7
- Акцептно-рамбурсный кредит
- Основные факторы, определяющие размер процентной ставки
- Виды обеспечения международных кредитов финансово-товарное обеспечение
- Потоки долгосрочных внешних ресурсов*
- Международное кредитование развивающихся стран
- Внешний долг развивающихся стран и платежи
- Глава 8
- Мировые валютные, кредитные
- Определение кросс-курса
- Сравнительная характеристика фьючерсного и форвардного рынков
- Париж на нью-йорк
- Источники кредитования и финансирования
- Основные факторы, определяющие риски в международных валютных, кредитных и финансовых операциях
- Государственные организации по страхованию кредитов
- Кредитование импортера за счет агенства экспортных кредитов с использованием сделки «своп»
- Глава 9
- Кредитные операции мвф
- Распределение кредитов мвф по группам стран*
- Кредиты международного валютного фонда, 90-е годы
- Структура кредитования мбрр и мар в 1998 финансовом году
- Региональные банки развития
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 10
- Кредиты всемирного банка российской федерации
- Отраслевая структура проектов ебрр в России, подписанных до 31 декабря 1998 г.*