logo
ответы по макроэкономике

45. Совокупный спрос (ad) и совокупное предложение (as).

Совокупный спрос включает в себя совокупную потребность в благах со стороны всех потребителей, и бизнеса (предпринимателей, создается всеми секторами. Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса являются:

    1. Потребительские расходы;

    2. Инвестиционные расходы;

    3. Государственные расходы;

    4. Чистый экспорт.

См. таблицу в тетради на стр.70

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать с тремя важнейшими эффектами: эффектом процентной ставки, эффектом реального богатства, эффект импортных закупок. Эффект процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Известно, что чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Эффект богатства объясняется влиянием изменения уровня цен в стране на величину реального богатства населения. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отображается в отрицательном наклоне кривой AD. Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент Xn сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Совокупное предложение – это объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. См. стр.71 тетради – график.

  1. Кейнсианский подход. 30-40-е годы XX века. Уровень цен не влияет на объем производства. В период кризиса в США необязательно было повышать цены, чтобы увеличить производство. Российское машиностроение (в ходе кризиса машинопроизводство сократилось в 7 раз, на сегодняшний день задействовано лишь 15-20% мощностей).

  2. Имеет ту же динамику, т.е. изменение уровня цен вызывает и рост совокупного предложения (отрасли, набирающие только обороты, где изменение цен влияет на совокупное предложение. Развитие автомобильных заводов на территории России, совместно с другими странами).

  3. Классический участок. Масштаб цен может быть каким угодно, но совокупное предложение остается неизменным. Такая динамика возможна тогда, когда достигнута полная занятость, и все произведенные мощности в данной отрасти задействованы, для того, чтобы увеличить Q, нужно увеличить создание мощностей (Нефтяная отрасль – наращивает объемы производства, увеличивается цена нефти. Масштаб цен высокий, а Q увеличится. В Ханты-Мансийске с 268-275, а также угольная отрасль – отрасль старых мощностей).

Изменение технологий производства: график стр.42