logo
ответы по макроэкономике

57. Мировой рынок товаров: структура, динамика и основные регионы мировой торговли.

В структуре мировой торговли традиционно выделяют две категории товаров:

  1. Сырье, топливо, материалы (природные ресурсы);

  2. Готовые изделия (добавленная стоимость выше);

  3. В конце XX - нач.XXI века появляются «узлы и детали» (так называемые полуфабрикаты), это и не природные ресурсы, и не готовые изделия – н-р, автомобили. Мы можем использовать их только после сборки.

Малайзия – крупный производитель полуфабрикатов.

Причины изменения структуры мировой торговли:

Сейчас существует около 500 ТНК, таких как Coca-Cola, Ford, большинство – американские. В России примерно 2 компании. Критерии: большая часть производства находится за пределами страны, филиалы по всему миру.

Страны с большим внутренним рынком в основном производят для себя (в США 15-20% ВВП экспортируют, остальное для внутренних нужд). Остальные страны, чтобы выжить вынуждены экспортировать (Голландия экспортирует 80%, чтобы снизить издержки производства)

В России ТНК – по производству алюминия.

Чем больше национальный рынок, тем уже специализация этой страны, тем больше зависимость от внешней торговли.