51.Состояние российского рынка ценных бумаг.
В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты. Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой. Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам: 1. Участники рынка (средина 1998 года): - 2400 коммерческих банков; - Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений); - Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов); - 60 фондовых бирж; - 660 институциональных фондов; - более 550 негосударственных пенсионных фондов; - более 3000 страховых компаний; - саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж. 2. Объемы рынка Одним из наиболее объемных является рынок государственных долговых обязательств, включающий: - долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.); - государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска; - долгосрочный 30 - летний облигационный займ 1991г.(с учетом вложений Банка России 55 - 60 млрд. руб.); - внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.); - казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.). 3. Рынок частных ценных бумаг: - эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800 - 900 млрд. руб.); - эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.); - эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2 - 2.5 трлн. руб.); - эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75 - 76 трлн. руб.); - облигации банков и предприятий (50 - 60 трлн. руб.). Качественные характеристики Российский фондовый рынок характеризуется следующим: - небольшими объемами и неликвидностью; - "неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т. п.); - неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры; - раздробленной системой государственного регулирования; - отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг; - высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами; - значительными масштабами грюндерства, т. е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний; - крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг; - отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка; - инвестиционным кризисом; - отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов; - агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики; - высокой долей спекулятивного оборота; - расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги. Несмотря на все отрицательные характеристики, современный российский фондовый рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: быстро расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных инвестиционных проектов производственного характера; расширяющегося выпуска предприятиями и регионами облигационных займов; быстрого улучшения технологической базы рынка; открывшегося доступа на международные рынки капитала; быстрого становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и других факторов. Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В данном разрезе можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т. е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. 2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России. 3. Улучшение качественных характеристик рынка: - наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30 - 40 %, т. е. увеличиться в 10 - 15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка; - пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и незаконной профессиональной деятельности (контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). 4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо: - создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг); - формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов; - формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг; - ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов; - создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; - формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами; - государственная поддержка образования в области фондового рынка; - преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. 5. Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь. 6. Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов. 7. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний - эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т. п. 8. Реализация принципа представительства и консолидации регионов посредством: а) создания консультативного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков, небанковских инвестиционных институтов, регионов и публики; б) передачи части прав по регулированию рынка регионам; в) введения представителей публики в состав директоратов регулятивных органов государства, саморегулируемых организаций, фондовых бирж; г) государственной поддержки саморегулируемых организаций; д) создания системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых и т. п.). Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства, а также, необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством.
- Сущность финансов, их функции.
- Финансовая политика: цели задачи рычаги.
- Типы финансово политики.
- Современные проблемы финансовой политики.
- Финансовые взаимоотношения государства и бизнеса.
- Управление финансами на макроуровне.
- Министерство финансов рф, его полномочия
- Счетная палата.
- Федеральная служба по финансовому мониторингу (финн разведка) ее функции.
- Финансовая система рф.
- Экономическая сущность бюджет.
- 12.Бюджетный процесс.
- 13. Межбюджетные отношения.
- Бюджетное устройство рф.
- Доходы федерального бюджета рф 2011, 2011-2014
- Расходы федерального бюджета рф 2011, 2011-2014
- 17. Дефицит бюджета.
- 18. Профицит бюджета: его проблемы.
- 20. Пути повышении доходной базы бюджетов всех уровней.
- 21. Расходы федерального бюджета: результативность финансирования.
- 22. Расходы на образование.
- 23. Внебюджетные фонды. Источники их финансирования.
- 25. Финансирование здравоохранения. (Фонд обяз. Мед. Страхования)
- 26. Государственный кредит.
- 27. Методы государственного финансового контроля.
- 28 Формы и виды финансового контроля.
- 31.Совокупный национальный долг Российского государства – его проблемы.
- 32. Активы и капитал хоз субъекта.
- 34. Основные средства и основные фонды. Переоценка основных фондов.
- 35. Амортизация. Политика государства.
- 36. Оборотный капитал хозяйствующего субъекта.
- 37. Прибыль и рентабельность хозяйствующего субъекта.
- 38. Банкротство хоз субъектов: их виды
- 39. Типы процедур применяемых при банкротстве.
- 40. Налоговая политика в области малого и среднего бизнеса.
- 41. Кредитная политика в области малого и среденднего бизнеса.
- 42. Российский рынок слияний и поглощений.
- 43. Страхование: экономическое содержание и место в рыночных отношениях.
- 44. Виды страховых услуг.
- 45. Страхование банковских вкладов.
- 46. Динамика, тенденции и проблемы страхового рынка.
- 47.Фондовый рынок, основы его организации, функции.
- 48.Типы ценных бумаг.
- 49.Инструменты фондового рынка.
- 50.Паевые инвестиционные фонды-ПиФы, проблемы их функционирования в условиях мирового финансового кризиса.
- 51.Состояние российского рынка ценных бумаг.