logo
Банковское право - шпоры

49. Субъекты и содержания расчетных правоотношений

Структура расчетных правоотношений: 1) объект правоотношений; 2) содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов. Объект — денежные средства клиента кредитной организации. Субъекты указанных правоотношений: 1) плательщик и получатель средств; 2) кредитные организации, обслуживающие плательщика и получателя денежных средств; 3) учреждения, через которые проходит платеж: а) расчетная сеть ЦБ РФ; б) кредитные организации; в) клиринговые центры (финансовые дома). Основными правомочиями плательщика и получателя средств являются: 1) право свободно выбирать форму расчетов и закреплять ее в договорах с кредитными организациями; 2) право осуществлять зачет взаимных требований, как посредством кредитных организаций, так и минуя их; 3) право давать обязательные к исполнению банками распоряжения о перечислении денежных средств; 4) право предъявлять претензии либо обращаться в суд в случае нарушения кредитными организациями порядка осуществления платежей, установленного законом либо договором. При осуществлении расчетов клиент кредитной организации обязан: 1) хранить денежные средства на банковском счете в кредитной организации на условиях и в порядке, определенных законом либо договором; 2) выполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов; 3) правильно оформлять платежные документы; 4) платить банку вознаграждение за осуществление расчетно- кассовых операций. Основные права банков: 1) рекомендовать клиенту наиболее выгодную форму осуществления расчетов; 2) производить на основаниях, прямо предусмотренных законодательством, безакцептное и бесспорное списание средств со счета плательщика без согласия последнего; 3) оказывать клиенту дополнительные консультационные услуги; При осуществлении расчетных операций кредитные организации обязаны: 1) вести банковские счета клиентов; 2) исполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов; 3) не вмешиваться в договорные отношения клиентов; 4) осуществлять банковские операции со счетов клиента только по его распоряжению (за исключением случаев безакцептного и бесспорного списания средств); 5) хранить денежные средства клиента на его банковском счете; 6) своевременно и правильно совершать расчетно- кассовые операции; 7) правильно оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, установленными законом; 8) своевременно и правильно зачислять поступающие на банковский счет, открытый клиенту, денежные суммы, выполнять распоряжения клиента об их перечислении и выдаче со счета, а также о проведении иных банковских операций, предусмотренных законом, банковскими правилами либо договором; 9) осуществлять расчеты на условиях добросовестности и разумности. Добросовестность при осуществлении расчетов предусматривает деятельность кредитной организации строго в рамках, установленных непосредственно законом либо договором.