logo
ХПЗС 2013 / Ускоренное / Заочное 2012 / комерческое право зарубежных стран / основные институты торгового права США / i I

§ 10. Антимонопольное регулирование

251

заблуждение рекламы и предоставления искаженной информации о качестве продуктов.

Следующий законодательный акт — это закон 1950 г. (Закон Ссллс-ра-Кефовера), который уточнил некоторые параграфы Закона Клей­тона, в частности § 7, который запрещал фирме приобретать акции конкурентов, если такое приобретение ослабило бы конкуренцию. Обойти этот параграф можно было путем приобретения веществен­ных активов конкурирующих фирм, а не их акций. Закон 1950 г. запре­тил одной фирме приобретать вещественные элементы активов дру­гой фирмы, когда результатом было бы ослабление конкуренции.

Значительные изменения в антимонопольное регулирование вне­сли Закон Карта-Скотта-Родино 1976г. и ряд других законов, приня­тых в 1970-1990-е годы. Эти законы изменили квалификацию пре­ступления по Закону Шермана с менее тяжкого на более тяжкое, и увеличили размер штрафов по нему в 20 раз. Законы отменили пре­жние законоположения, разрешавшие штатам изымать практику уста­новления минимальных цен перепродажи из-под действия федераль­ных законов; существенно увеличили компетенцию Министерства юстиции по расследованию антитрестовских правонарушений; пре­дусмотрели для фирм обязанность сообщать о крупных слияниях; уве­личили в два раза бюджетное финансирование антитрестовского уп­равления Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии.

Основная цель антимонопольного законодательства США — пресле­дование антиконкурентного поведения. К нарушениям такого законо­дательства относятся горизонтальные и вертикальные ограничения.

Горизонтальные ограничения конкуренции определяются как дого­воры между сторонами, ведущими дела на одном и том же уровне про­изводства или распределения товаров (услуг). Особенно сильно пре­следуются сговоры между конкурентами об установлении единой цены на товар или услугу, о разделе рынков. Считается противозакон­ной такая деятельность как обмен между конкурирующими фирмами информацией о ценах.

К категории вертикальных ограничений конкуренции относятся договоры об исключительных торговых операциях, связывающие до­говоры (сговоры о ценах и ценовая дискриминация), установление и поддержание перепродажных цен, ограничительные условия в догово­рах о передаче прав па объекты промышленной собственности.1

Антимонопольное законодательство США содержит вместе с тем систему исключений из запрета монополий, распространяющуюся как на отдельные компании, так и на целые отрасли хозяйства. Так, анти­трестовское законодательство не распространяется на профсоюзные организации трудящихся. Из-под действия данных законов выведены такие отрасли, как энергетика, транспорт и связь, которые являются объектом надзора со стороны специальных государственных органов. В разряд исключений попадает деятельность страховых и банковских

организаций.1

Основную работу по государственному контролю за монополисти­ческой деятельностью проводит антитрестовский отдел (управление) Министерства юстиции, который правомочен возбуждать судебные дела против лиц, нарушающих антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции, государственный контроль осуществ­ляет Федеральная торговая комиссия.

1 Никеров Г. И. Антимонопольное регулирование r США: 115-летний опыт и его итоги // Государство и право. 1999. № 6. С. 70-71.

1 Еременко В. И. Антимонопольное законодательство зарубежных стран Государство и право. 1995. № 9. С. 101.