5.Регулирование и контроль создания кредитных организаций Банком России.
Обладая государственно-властными полномочиями по отношению к другим элементам банковской системы, Банк России контролирует процессы создания новых кредитных организаций, расширения сферы их деятельности и реорганизации действующих кредитных организаций. Законом установлены порядок регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций. В соответствии с действующей редакцией Закона о Банке России государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности осуществляется Банком России. На этом этапе Банк России проверяет на предмет соответствия законодательству устав, учредительные документы кредитной организации, вносимые в них изменения и дополнения. Кроме того, кандидатуры на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации должны быть согласованы с Банком России с целью проверки их соответствия предъявляемым квалификационным требованиям.
Теперь новая редакция статьи 12 Закона о банках определяет, что “кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“ с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Таким образом, в соответствии с новым порядком, решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России.
Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
За государственную регистрацию кредитных организаций взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые установлены законодательством РФ.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации после ее государственной регистрации.
Кредитная организация вправе осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России.
За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере, определяемом Банком России, но не более 1 процента от объявленного уставного капитала кредитной организации. Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России (“Вестник Банка России“) не реже одного раза в год.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Действующий порядок государственной регистрации кредитных организаций и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банке России предусматривает предоставление следующих документов:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;
2) учредительный договор
3) устав
4) бизнес-план,
5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора; 6) копии документов о государственной регистрации учредителей — юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности
7) документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; 8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации
Согласно ст.15 Закона о банках, принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев. Этот срок устанавливает Банк России.
3.Определение потребности в наличной денежной массе.
Эмиссию денег производит ЦБ РФ и его РКЦ. РКЦ открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание, расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в РКЦ открываются резервные фонды и оборотные кассы.
В резервных фондах хранится запас денежных средств, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных денежных средствах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т. к. они не совершают движения и являются резервом.
В оборотную кассу РКЦ постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, а также и выдаются. Таким образом, деньги в оборотной кассе находятся в постоянном движении, они считаются деньгами, находящимися в обращении.
Если суммы поступлений наличных денег в оборотную кассу превышают суммы выдачи денег из нее, то излишек денег изымается из обращения и переводится из оборотной кассы РКЦ в Резервный Фонд. Этим Фондом РКЦ распоряжаются региональные управления ЦБ.
Если у коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступления в их операционные кассы эквивалентно не возрастает, то РКЦ будет вынужден увеличивать выпуск наличных денег в обращение. Для этого он на основе разрешения Управления ЦБ переводит наличные деньги из Резервного фонда в оборотную кассу. Для данного РКЦ это будет эмиссионная операция. Сведениями о том, произошла или нет в данный день эмиссия денег, располагает только Правление ЦБ, где ежедневно составляется эмиссионный баланс.
Основу всей денежной массы страны составляют банкноты и монеты, которые являются денежной базой. Банкноты поступают в обращение двумя путями:
1- ЦБ расплачивается ими при покупке у населения или государства золота, иностранной валюты, ценных бумаг;
2- ЦБ предоставляет государству и коммерческим банкам кредиты банкнотами.
По балансу ЦБ может определить размер денежной базы. Для ее определения рассмотрим упрощенный баланс ЦБ.
АКТИВЫ | ПАССИВЫ |
1 Валютные резервы (ВР) 2 Ценные бумаги (ЦБ) 3 Кредиты коммерческим банкам (ККБ) 4 Кредиты Правительству (КП) 5 Прочие активы (ПА) | 1 Наличные деньги в обращении (НДО) 2 Депозиты коммерческих банков (ДКБ) 3 Депозиты Правительства (ДП) 4 Прочие пассивы (ПП) |
Данный баланс можно представить уравнениями:
ВР + ЦБ + ККБ + КП + ПА = НДО + ДКБ + ДП + ПП
Банкноты, поступившие в виде вкладов в КБ, могут быть использованы для предоставления кредитов и тогда, количество платежных средств в стране возрастает, а при возвращении кредита – количество платежных средств сокращается. Следовательно, КБ также могут создавать и ликвидировать деньги.
- 2.Роль цб рф в организации деятельности современной банковской системы России.
- 3.Определение необходимой денежной массы
- 4.Организационная структура и высшие органы управления Центрального банка.
- 5.Регулирование и контроль создания кредитных организаций Банком России.
- 6.Роль, функции и ответственность Председателя и Совета директоров Банка России.
- 7.Основные направления аналитической деятельности цб рф при формировании денежно-кредитной политики рф.
- 9.Национальный банковский Совет: цели создания, состав, функции.
- 10.Независимость центральных банков: значение и критерии определения.
- 12.Основные задачи, содержание и цели единой государственной денежно-кредитной политики, особенности ее применения.
- 13.Механизм действия банковского (депозитного) мультипликатора.
- 14.Задачи, принципы и объекты аналитической работы в Банке России.
- 15.Методы и инструменты денежно-кредитной политики.
- 16.Политика обязательных резервов Центрального банка рф.
- 17.Инспектирование деятельности кредитных организаций. Политика обязательных резервов Центрального банка рф.
- 18.Правовое обеспечение полномочий и основных сфер регулирования Банка России.
- 19.Денежный оборот и его регулирование. Роль цб рф в удовлетворении потребностей оборота в наличных деньгах и безналичных платежных средствах.
- 20.Механизм выпуска и изъятия денег из обращения.
- 22.Организация резервных фондов банкнот и монет. Установление минимального размера хранения и обеспечение сохранности резервных фондов.
- 24.Кредитные аукционы. Порядок и способы их проведения.
- 25.Ломбардные кредиты. Порядок предоставления и погашения.
- 26.Принципы и задачи осуществления рефинансирования. Роль Банка России как кредитора последней инстанции.
- 29.Роль цб в организации платежной системы.
- 30.Организация межбанковских расчетов в рф.
- 31.Однодневные расчетные кредиты
- 32.Оформление корреспондентских отношений Банка России с коммерческими банками.
- 33.Задачи и функции Банка России как органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
- 34.Клиринговые расчеты в рф и функции Банка России по их организации.
- 35.Основные денежные потоки: характеристика и возможности их регулирования.
- 36.Условия и порядок предоставления кредитов Банком России.
- 1.Банк-заемщик на момент предоставления кредита должен отвечать следующим критериям:
- 37.Дистанционный надзор деятельности кредитных организаций.
- 38.Обеспечение контроля ркц за движением денежных средств.
- 39.Внутренний контроль кб и его связь с надзором и аудитом.
- 41.Работа Банка России с несостоятельными коммерческими банками.
- 42.Меры по финансовому оздоровлению коммерческих банков
- 43.Меры воздействия к кредитным организациям, нарушающим требования Центрального банка.
- 44.Служба внутреннего контроля
- 45.Основные принципы эффективного банковского надзора
- 46.Критерии эффективного банковского надзора по Базелю I.
- 47.Мероприятия консолидированного надзора.
- 48.Сущность международного банковского соглашения Базель II
- 11.В настоящее время в структуре Центрального банка Российской Федерации функционируют 23 департамента:
- 5.Регулирование и контроль создания кредитных организаций Банком России.