logo
Экзамен

55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы

Финансы– это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции:

  1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на республиканском и местном уровнях управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между республиканским и местными бюджетами. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

  2. Функция организации реализуется через бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, разграничения полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей субъектов системы государственных финансов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

  3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение государственных служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

  4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности

Фин. система трактуется двояко: как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых институтов.

Она включает три основных звена: финансы домохозяйств, финансы фирм и финансы государств.

Государственные финансы состоят из трех основных элементов: бюджетов, внебюджетных фондов и госкредита. Бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Действующая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др. 56. Финансовая политика: основные элементы и виды. Вексель и вексельное обращение

Финансовая политика – это определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает:

–  разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач;

–  создание адекватного финансового механизма;

–  управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. (К институтам государственной финансовой власти при этом относятся: Минфин, налоговые органы, таможенные органы, Казначейство, Счетная палата, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный Фонд и др. К финансовым инструментам – бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.п.).

Содержание финансовой политики охватывает: 1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 2. создание адекватного финансового механизма; 3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики включают: 1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 4. создание эффективной системы управления финансами.

Важной составляющей финансовой политики является финансовый механизм – система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Фин. механизм подразделяется на директивный (разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство – налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование и т.п.) и регулирующий (определяет основные правила игры в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства – организация внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях).

Выделяют 3 основных типа финансовой политики:

1. классическая (принцип невмешательства государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов – А. Смит, Д. Рикардо)

2. регулирующая (финансовый механизм используется для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения – Дж. Кейнс)

3. планово-директивная (применяется в административно-командной экономике с целью обеспечения максимальной концентрации финансовых ресурсов у гос-ва для их последующего перераспределения.

Вексель— письменное денежноеобязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя (векселедержателю) право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте.  Вексель относится к инструментам денежного рынка. Вексель дает право векселедержателю требовать уплаты в установленный срок определенной суммы денег от плательщика по векселю. Поэтому его можно сравнить с долговой распиской. От обычной долговой расписки вексель отличается следующим.

Вексель обладает бесспорностью и безусловностью, т.е. обязательство должника произвести платеж не зависит ни от условий возникновения долга, ни от наступления какого-либо события. Плательщик не вправе не уклониться от совершения платежа, не продлить его срок. Векселю свойственна обращаемость. Возможность многократной передачи векселя из рук в руки посредством передаточной надписи, т.е. индоссамента, позволяет использовать его как средство обращения вместо наличных денег.