55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы
Финансы– это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования. Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции:
Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на республиканском и местном уровнях управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между республиканским и местными бюджетами. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
Функция организации реализуется через бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, разграничения полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей субъектов системы государственных финансов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение государственных служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности
Фин. система трактуется двояко: как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых институтов.
Она включает три основных звена: финансы домохозяйств, финансы фирм и финансы государств.
Государственные финансы состоят из трех основных элементов: бюджетов, внебюджетных фондов и госкредита. Бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Действующая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты. Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др. 56. Финансовая политика: основные элементы и виды. Вексель и вексельное обращение
Финансовая политика – это определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности.
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает:
– разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач;
– создание адекватного финансового механизма;
– управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.
Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. (К институтам государственной финансовой власти при этом относятся: Минфин, налоговые органы, таможенные органы, Казначейство, Счетная палата, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный Фонд и др. К финансовым инструментам – бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.п.).
Содержание финансовой политики охватывает: 1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 2. создание адекватного финансового механизма; 3. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Задачи финансовой политики включают: 1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 4. создание эффективной системы управления финансами.
Важной составляющей финансовой политики является финансовый механизм – система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Фин. механизм подразделяется на директивный (разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство – налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование и т.п.) и регулирующий (определяет основные правила игры в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства – организация внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях).
Выделяют 3 основных типа финансовой политики:
1. классическая (принцип невмешательства государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов – А. Смит, Д. Рикардо)
2. регулирующая (финансовый механизм используется для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения – Дж. Кейнс)
3. планово-директивная (применяется в административно-командной экономике с целью обеспечения максимальной концентрации финансовых ресурсов у гос-ва для их последующего перераспределения.
Вексель— письменное денежноеобязательство, оформленное по строго установленной форме, дающее владельцу векселя (векселедержателю) право на получение от должника по векселю определённой в нём суммы в конкретном месте. Вексель относится к инструментам денежного рынка. Вексель дает право векселедержателю требовать уплаты в установленный срок определенной суммы денег от плательщика по векселю. Поэтому его можно сравнить с долговой распиской. От обычной долговой расписки вексель отличается следующим.
Вексель – абстрактное вексельное обязательство, поэтому в тексте векселя не допускаются никакие ссылки на основания его выдачи, конкретные причины появления долгового обязательства (например, оплата товара, привлечение дополнительных оборотных средств или гарантии возврата ссуды). В силу этого вексель обеспечивается залогом. Возникнув в результате конкретной сделки, он может быть передан любому лицу, которое, не имея никакого отношения к условиям его возникновения, получает право требовать платежа по векселю, являясь его держателем.
Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги.
Вексель обладает бесспорностью и безусловностью, т.е. обязательство должника произвести платеж не зависит ни от условий возникновения долга, ни от наступления какого-либо события. Плательщик не вправе не уклониться от совершения платежа, не продлить его срок. Векселю свойственна обращаемость. Возможность многократной передачи векселя из рук в руки посредством передаточной надписи, т.е. индоссамента, позволяет использовать его как средство обращения вместо наличных денег.
Векселю свойственна вексельная строгость, т.к. вексель – это денежный документсо строго определенным набором реквизитов, сформулированных в соответствии с Положением о переводном и простом векселе и все, что не соответствует им, считается не написанным. Отсутствие хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает вексель юридической силы и он будет рассматриваться как обычная долговая расписка. Совокупность надлежащим образом оформленных реквизитов векселя составляет форму векселя, а отсутствие либо неверное оформление хотя бы одного из них может привести к дефекту формы векселя. Дефект формы векселя – это несоответствие представленного как вексель документа формальным требованиям вексельного права. Дефект формы векселя ведет к потере документом вексельной силы, безусловности изложенного в документе текста (абстрактности вексельного долга) и солидарной ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Лица, обязанные по векселю несут солидарную ответственность, т.е. полная ответственность каждого обязанного по векселю лица перед законным векселедержателем. Векселедержатель в случае неплатежа и надлежащего протеста в неплатеже имеет право предъявить иск ко всем или некоторым обязанным по векселю лицам, не соблюдая очередности индоссаментов.
При отказе принять вексель к платежу или при его неоплате в срок предусматривается совершение протеста в нотариальном порядке.
Эмиссия векселя не предусматривает государственной регистрации, т.к. вексель не является эмиссионной ценной бумагой.
- 52. Сущность и функции денег. Понятие и элементы денежной...
- 53. Формы безналичных расчетов.
- 54. Инфляция: причины, виды, последствия
- 55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы
- 57. Платежные поручения. Аккредитивная форма расчетов. Финансовый рынок: структура, функции, участники.
- 58. Бюджет: сущность, составные элементы, функции
- 59. Задачи и функции Банка рф в кредитной системе.
- 60. Финансовая система рф. Структура и принципы бюджетной системы рф.
- 61. Фондовая биржа: функции, организация работы
- 66. Возникновение и сущность банков. Зарождение и развитие российской банковской системы.
- 67. Банк: понятие и правовой статус. Современная банковская система Российской Федерации.
- 68. Статус, цели деятельности и основные задачи Центрального Банка Российской Федерации.
- 69. Функции коммерческого банка.
- 70. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации.
- 71. Порядок создания банка. Виды банковских лицензий. Основания для отзыва банковской лицензии.
- 72. Банковская система. Организация и составные элементы. Сущность и виды небанковских кредитных организаций.
- 73. Общая характеристика операций коммерческого банка. Пассивные операции коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка.
- 74. Ликвидность коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 75. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база.
- 76. Доходы коммерческого банка.
- 77. Расходы коммерческого банка.
- 78. Банковские риски и управление ими.