В.5 Теории бюрократии и их современная оценка
Бюрократия в переводе власть канцелярии, власть стола.
Существ. подходы:
1.Б как форма существования и х-р власти.
2.Б понимается, как сложная иерарх. структура организации власти, которая повысит её эффективность, как в гос. сфере, так и в хозяйственной.
3.Часть исполнительно-распорядительной власти, которая не входит в состав выборных или политических структур.
4.Б – негативная оценка действий чиновников и присущие аппарату гос-ва соц болезни(волокита, не эффектив и т.д)
5. Б- специальная организация, политич структура, в которой абсолютизированы администр методы воздействия.
6.Б – соц группа- проф сообщество высококвалиф людей, которые действуют в системе ГиМУ и получают зарплату.
Нет в мире общества, где не было бы такой категории бюрократия. В РФ отношение общества крайне негативное.
Теории бюрократии
1. Теория рац. Бюрократии. М.Вебер суть- Б – технически способна к достижению высочайшего уровня эффективности и с этой точки зрения явл одним из самых эфф и рац. ср-в из всех средств осуществления власти. Вебер полагал, что сущ целая система форм правил, кот соотв характеристики
- правила известны всем
- все цели четкие и ясные
- механизм применения правил ясен, четок и однозначен
- однотипность применения правил ко всем людям
Характерные черты:
Регламентированность(четко н-пр актами)
Иерархичность(четко опр место, ф-ции, ответств за выполнение)
Отстраненность от ср-в соб-ти в управл деят.(всем, чем вы пользуетесь для упр деят не м.б личной или корпор соб-тью)
Постоянство(должность создается для осущ ф-ций, должна предусм продвижение по служ лестн и ответственность)
Опытность и безличность(никаких лич отн)
Теория не совсем совершенна, идеализирована.
2.Традиционная теория
Происходит из того, что у чиновника отсут личные или корпор гарантии от перемещения, увольн, сниж денеж содерж и поэтому, считается,что основным ср-вом явл доп доходы от доп деят. Х-на очень жесткая зависимость от 1 лица гос-ва. Элементы этой теории сущ и сегодня и часть бюрокр считает, что покорм можно и на стороне.
3.Функциональная теория бюрократии. Б- это четкое распределение должн по функциям, отделенное от частной жизни должн лица.Основы лежат в основе нашей системы ГиМУ
4.Конфликтная или классовая. Исходит из того, что Б- борьба за власть, как в рамках целого общества, так и в рамках опр соц групп. Исходя из этой теории Б явл привелигированным слоем общества.Задачей явл осущ и использ власти и т.о использование господства.
5.Информационная. Главный ресурс Б –информация.Кто обладает инф-цией, тот и правит миром. Обладая инф-цией Б дозирует доступ её к обществу, она становится ср-вом манипуляции.
Изьяны Б связаны с особенностями бюрокр организ управления.
- правила деят становятся целью деят, т. о постоянно усложняются механизмы пр упр решения
- подмена целей гос упр личными, групповыми целями.
- отсутств мотивации долж лиц и управленцев
-вызвана целой группой факторов повышения равнодушия
Статусное положение Б
1гр- отсутствие заинтерес в более эфф решениях
2 гр-не заинтересов в реформах, изменениях.
Б пытается монополизировать знания и теорию управления, тем самым счит себя властью. Б означает: в полит смысле – стремление освободить весь администр аппарат от контроля со стороны выб органов и общества; в соц плане: это стремление постоянно расширять свой состав и свои корпоратив интересы; в организ плане:- стремление к абсолютизации форм правил и процедур. На западе чиновник слуга народа, у нас – человек, стоящий над обществом. Необходим контроль за деят Б с помощью демокр процедур общества, расширить участие гражданина в принятии гос решений, правильными способами заставлять и мотивировать Б на благо народа
23 Политические процессы на поссоветском пространстве
ПП.можно рассматривать на макро и микро уровне.
На макроуровне – пол. Процесс- динамическая характеристика политической системы, переход пол. Си-мы от одного этапа к другому, от одной стадии к другой.
На микроуровне – это суммарный эффект возникающий от действий всех действующих лиц на политической сцене начиная от граждан и заканчивая пол. Партиями.
СССР распался в конце 1991 г. Поссоветское пространство включает в себя 15 независимых суверенных государств. Важная характеристика поссоветского пространства это разнонародность.
Можно выделить 3 группы:
1. 3 прибалтийских страны Литва, Латвия, Эстония, которые сознательно и целенаправленно сразу же выбрали в качестве направления своего развития демократизацию, провели свободные выборы, и в дальнейшем развивали демократические институты, которые в последствии позволили им считаться вполне демок. Государством и стать частью европейского союза и НАТО.
2. СТРАНЫ СО СМЕШАННЫМи политическими процессами, в которых с одной стороны наблюдались процессы демократизации, а с другой процессы построения вертикали власти и становление авторитарного или полуавторитарного пол. Режима это страны Россия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан. Как только СССР распался в этих странах стали происходить активные и обширные демократические и рыночные преобразования, которые к серьезным, благоприятным последствиям не привели, что изменило политические настроения у граждан, политических элит, которые стали рассматривать создание вертикали власти, как способ достижения необходимых результатов, как способ вывода страны из кризиса.
a. Группа стран и политических процессов характеризуется разноавторитарной тенденцией и построением нескрываемых авторитарных государств Беларусия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Таджикистан, Туркменистан, во всех этих государствах власть была сконцентрирована в руках 1 человека, демок. Преобразования у них не производились, а власть напрямую концентрировалась в руках лидера государства и его приближенных
Геополитические тенденции
1 группа Прибалтийские страны, которые в качестве вектора своего развития выбрали интеграцию и объединение с Западом
2 группа – это страны, которые избрали в качестве основного внешнеполитического вектора интеграцию с Россией, это Беларусия, Казахстан, Армения
3 группа Молдова, Украина, Азербайджан. Грузия характеризовались смешанным вектором внешнеполитического развития, т.е. активно взаимодействовали с Россией и в тоже время активно смотрели на Запад
4 группа Киргизия, Таджикистан, Узбекистан неопределившиеся страны, они изолировались от мирового сообщества, более менее содействовали с Россией и Китаем
5 группа Туркменистан в качестве своего развития выбрал Китай
20. Тенденции глобализации политических процессов.
Глобализация - это процесс всемирной политической, культурной, социальной, экономической интеграции.
Основные направления политической глобализации
1 Усиление взаимозависимости между странами, страны не могут существовать изолированно друг от друга, они находятся в постоянном тесном контакте друг с другом в самых различных направлениях.
2. Усиление прозрачности границ, более того многие границы попросту стираются. Свободное движение людей, информации, денег, технологий, капитала, усиление миграционных потоков
3.Экономизация политики суть заключается в росте влияния транснациональных компаний и международных организаций (межд. Валютный фонд, всемирный банк)
4. Международное разделение труда, часть стран занимается экспортом сырья, часть производит технологичкские машины и оборудование, какие то страны пытаютя совмещать эти сферы, но в целом можно говорить о специализации отдельных районов мира на определенном виде экономической деятельности. А это без сомнения и напрямую определяет суть внутри и внешне политической деятельности государства
5. Повсеместное и всемирное распространение демократических ценностей, означает что демокр. Государств в мире все больше, а важн демок. Цели это поли, эконом, соц права, свободы человека.
Глобализация - это процесс, отражающий развитие экономической и политической взаимосвязанности стран и регионов до такого уровня, на котором становится возможной и необходимой постановка вопроса о создании единого мирового правового поля и мировых органов экономического и политического управления»Выделяя доминантные признаки и мотивы современных глобализационных процессов, исследователи отмечают, что «определяющей технологией мира еще недавно было ядерное оружие. Сегодня определяющими технологиями являются коммуникационные системы».
В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств. Глобализация способствует изменению и сокращению суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Политическая глобализация охватила все страны и народы, представляя собой целую сеть политических взаимосвязей, которые быстро возрастают; углубление взаимосвязей между самыми важными политическими центрами; интенсификация трансграничных политических связей.
Глобализация становится серьезным испытанием для существующих механизмов многостороннего сотрудничества в силу роста взаимозависимости государств, обострения нетрадиционных угроз международной и региональной безопасности, нарастания региональных конфликтов и многого другого.Под воздействием глобализации вместо общего пространства процветания разрастается зона экономической и социальной деградации - питательная среда терроризма, организованной преступности, национальной и религиозной розни. Развитие всемирной информационно-коммуникационной сети открыло для террористов и криминальных структур невиданные ранее области. Фактически возник новый феномен - террористический и криминальный интернационал. В целом же в мире многократно возросло влияние стихийных сил, неподконтрольных государственной власти. Совокупность многих факторов в эпоху глобализации резко повысила уязвимость даже самых мощных в военном и экономическом отношении стран от асимметричных угроз. Это один из серьезных дестабилизирующих элементов глобализации. Защитить экономику стран, в т.ч. и России, от рыночных перепадов, создать условия для социального прогресса -это политическая задача. На этом фоне особую актуальность приобретает солидарная, согласованная международная политика, направленная на справедливое урегулирование проблемы долгов, на либерализацию мировых товарных, технологических и финансовых рынков, на предотвращение экономической дискриминации. Не менее важно отладить такие международные механизмы, которые позволили бы не только беспрепятственно пользоваться преимуществами глобализации, но и обеспечили бы равную степень защищенности всех государств от угроз и вызовов XXI века. В эпоху глобализации и колоссального научно-технического прогресса необходимо выработать всеобъемлющую стратегию устойчивого развития человечества, положив в её основу принцип неделимости международной безопасности во всех измерениях - военном, политическом, экономическом, экологическом, гуманитарном и информационном. Всё это достижимо при наличии чёткой политической воли к строительству демократической, равноправной системы международных отношений, в которой защита законных национальных интересов будет гармонично сочетаться с поиском коллективных и взаимоприемлемых решений ключевых проблем на базе международного права и при центральной координирующей роли ООН.