logo
ref-22064

Заключение

С середины XVIII века в России художественной реставрацией занима­лись художники, в той или иной степени связанные с Академией. Практика проведения реставрационных операций только дипломированными специа­листами сохранилась в русской реставрации вплоть до конца первой четверти XX века.

Методы и принципы технической реставрации, разрабо­танные в начале XIX века Митрохиным, нашли свое развитие в деятельно­сти петербургских реставраторов вплоть до конца первой четверти нашего столетия.

Хранитель Эрмитажа А. Д. Шмидт писал: «Глав­ная задача реставратора заключается в сохранении старой живописи. Реставрация не должна и не может придать картине совершенно новый и свежий вид, это было бы возможно лишь при совершенном записывании, которое уничтожило бы ее художественную и историческую цен­ность».

Подобное отношение к ведению живописной реставрации, сложившееся во второй половине XIX века, дает возможность утверждать, что в художники-реставраторы петербургских музеев отказываются от произ­вольных прописок по авторской живописи произведения. Если реставраци­онная запись второй половины XIX — начала XX века в их работах и пере­крывает иногда границы утрат, то не под влиянием поновительских прин­ципов, а вследствие неразработанности методики нанесения самой записи.

Литература

Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России – М.,1989.

Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982.

Популярная художественная энциклопедия – М.,1986.

Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А.Мелик-Пашаев. - М., 1999.