Заключение
С середины XVIII века в России художественной реставрацией занимались художники, в той или иной степени связанные с Академией. Практика проведения реставрационных операций только дипломированными специалистами сохранилась в русской реставрации вплоть до конца первой четверти XX века.
Методы и принципы технической реставрации, разработанные в начале XIX века Митрохиным, нашли свое развитие в деятельности петербургских реставраторов вплоть до конца первой четверти нашего столетия.
Хранитель Эрмитажа А. Д. Шмидт писал: «Главная задача реставратора заключается в сохранении старой живописи. Реставрация не должна и не может придать картине совершенно новый и свежий вид, это было бы возможно лишь при совершенном записывании, которое уничтожило бы ее художественную и историческую ценность».
Подобное отношение к ведению живописной реставрации, сложившееся во второй половине XIX века, дает возможность утверждать, что в художники-реставраторы петербургских музеев отказываются от произвольных прописок по авторской живописи произведения. Если реставрационная запись второй половины XIX — начала XX века в их работах и перекрывает иногда границы утрат, то не под влиянием поновительских принципов, а вследствие неразработанности методики нанесения самой записи.
Литература
Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России – М.,1989.
Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982.
Популярная художественная энциклопедия – М.,1986.
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А.Мелик-Пашаев. - М., 1999.