1.3. Этика деловых отношений
Этика деловых отношений - система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности.
Этика деловых отношений включает в себя:
- этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
- моральные принципы членов организации;
- моральный климат в организации;
- нормы делового этикета.
Этика делового общения вообще и деловые беседы (переговоры) в частности к науке этике- наука о нравственности и морали, об отношениях между людьми и обязанностях, вытекаю-щих из этих отношений.
Все люди различны между собой и поэтому они по разному воспринимают ситуацию, в ко-торой оказываются. Различия в восприятии часто приводят к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу.
Это несогласие возникает тогда, когда ситуация несет конфликтных характер. конфликт оп-ределяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация) вызывает расстройство интересов другой стороны.
Разрешение конфликтов чаще всего производится методом переговоров, деловой беседы. Изучая природу конфликтов, специалисты составили определенные правила проведения пе-реговоров.
В разработанную методику проведения деловых переговоров включены различные факторы: восприятие, эмоции, учет разности интересов, выработка взаимовыгодных вариантов и т.п. Из всех методов наиболее действительным считается метод принципиальных переговоров, на базе объективных критериев.
2.Организация учетно-операционной работы и документаооборота в учереждения банка
2.1. Организация работы учетно-операционного отдела.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением банка и возглав-ляется главным бухгалтером. В зависимости от величины и специализации банка, а также объема выполняемых операции могут быть выбраны различные варианты организации и структуры учетно-операционных отделов. Ниже приведен пример структуры бухгалтер-ского подразделения банка.
Штат учетно-операционного подразделения банка составляют следующие специалисты:
• главный бухгалтер;
• ответственные исполнители;
• контролер операционной группы;
• операционисты;
• операторы.
Главный бухгалтер организует учетно-операционную работу в банке, занимается орга-низационными вопросами, осуществляет контрольные функции и обеспечивает:
-
контроль и отражение счетах бухгалтерского учета всех операций, осуществляемых банком:
-
оформление открытия расчетных, текущих и прочих счетов клиентов;
-
контроль исправлений в лицевых счетах;
-
контроль начисления процентов по счетам;
-
контроль за использованием бланков строгого учета;
-
распределение счетов бухгалтерского учета и обязанностей между ответственными исполнителями;
-
представление руководству банка оперативной информации;
-
составление бухгалтерской отчетности;
-
осуществление экономического анализа финансовой деятельности банка.
Мною был осуществлен кантроль по начислению процентов по счетам и кантроль оис-правлений в лицевых счетах. Так же оформление и открытия расчетных, текущих и прочих счетов клиентов.
2.2. Аналитический и синтетический.
В банковском учете существует аналитический и синтетический учет.
Аналитический учет — это подробный, детализированный учет, отражающий опера-цию во всех ее аспектах. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, каждому из кото-рых присваивается определенный номер счета по действующей схеме. В номере лицевого счета заполняется двадцать знаков, которые дают определенную расшифровку назначения счета, сведения о подразделении банка, о виде валюты, в которой открывается счет. Кроме того, аналитический учет может вестись банком на карточках, в книгах, журналах и в элек-тронных базах.
Синтетический учет — это обобщенный учет данных аналитического учета.
Синтетический учет ведется в банках в кассовых журналах, в ежедневных оборотных ведомостях. Основным документом синтетического учета является банковский баланс.
Банковский бухгалтерский учет ведется по мемориально-ордерной автоматизирован-ной форме. Особое значение имеют банковские первичные документы , которые служат основанием для совершения банковских операций.
Первичные документы должны иметь ряд обязательных реквизитов. Должностное ли-цо, подписавшее документ, несет ответственность за правильность совершаемой операции и за ее законность. Первичные документы подлежат обязательной проверке в подразделениях бухгалтерского учета по форме и по содержанию. Банки принимают к исполнению докумен-ты, не имеющие исправлений, помарок и подчисток. Банковские документы классифициру-ются в зависимости от места их формирования, а также по характеру отражаемых операций.
Информация, содержащаяся в принятых к учету документах, систематизируется в учетных регистрах.
Мною было авполнения присвоение номеров лицевым счетам.
2.3. Документооборот и внутребанковский контроль.
Организация документооборота в банке
Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализирован-ных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.
Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или (по его поручению) начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.
При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее:
• Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетам аналити-ческого учета внутри одного счета второго порядка.
• Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на сле-дующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.
• Оплата расчетных и кассовых документов производится в преде¬лах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможно¬сти с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы “овердрафта”, определенной договором. Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с коррес¬пондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.
• Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются, и опе-рации, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету. Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для соверше-ния этих операций (если иное не предусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществле-нии расчетов через подразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиен-тов либо на счета до выяснения.
• Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных доку-ментов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.
• Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется до-говорами, заключаемыми с ними. Чтобы обеспечить выполнение требований, кредитная ор-ганизация должна предусмотреть в договорах банковского счета об установлении коррес-пондентских отношений обязанности и ответственность каждой стороны.
• Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственно-ручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, осущест-вляется бухгалтерским работником, которым на всех экземплярах документа проставляются подпись и штамп, содержащий текст “Принято “___” __________ _____ г.”. Последний эк-земпляр расчетного документа возвращается клиенту.
Внутрибанковский контроль
В бухгалтерии кредитной организации должны быть работники, на которых возлагает-ся обязанность осуществления последующего контроля совершенных бухгалтерских, вклю-чая кассовые, операций.
Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, за-писей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета.
Кредитная организация должна организовывать и осуществлять внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масшта-бам проводимых бухгалтерских операций.
Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.
Контроль должен быть направлен на:
• обеспечение сохранности средств и ценностей;
• соблюдение клиентами положений по оформлению документов;
• своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу) средств;
• перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению.
Методы и технические средства, применяемые для осуществления внутреннего контроля, определяет сама кредитная организация исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема.
Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажном носителе (бланке), с последующей сверкой счетным методом равенства оборотов по дебету и кредиту.
По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совер-шаются бухгалтерскими работниками, ведущими соответственно дебетуемый и кредитуемый счета, только после проверки уже оформленного документа специально выделенным сотрудником (контролером).
При этом оформление документа и его проверка удостоверяются собственноручными подписями бухгалтерского работника и контролера, а в необходимых случаях – подписями других должностных лиц. В установленных случаях подпись заверяется печатью (штампом).
Контроль может обеспечиваться программным путем, а также применением кодов, па-ролей и иных средств. Применяемые аналоги собственноручной подписи должны обеспечи-вать однозначную идентификацию подписи бухгалтерского работника, контролера, а также других должностных лиц, оформивших документ, проверивших его и санкционировавших совершение операции и отражение ее в бухгалтерском учете.
В любом случае по операциям, требующим дополнительного контроля, не допускается их единоличное совершение одним бухгалтерским работником.
Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской и кассовой работы возлагаются на главного бухгалтера.
Руководитель кредитной организации наряду с общим наблюдением за состоянием бухгалтерской работы обязан проверять своевременность составления баланса и отчетности, периодически осуществлять контроль за своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, направлением расчетных и кассовых документов по назначению.
2.4. Состав и формы бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности.
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйст-венной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, кото-рые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективно-сти деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем, отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятель-ностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных пока-зателей с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям. Составляют ее по данным бухгалтерского учета. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятель-ности организации как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени — сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
По периодичности составления различают внутригодовую и годовую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую — периодической бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность — это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные (консолидированные), которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
В соответствии с приказом Минфина РФ от 3 февраля 1997 г. № 8 квартальная бухгал-терская отчетность на 1997 г. включала:
- форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
- форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Для квартальной бухгалтерской отчетности на 1997 г. было сохранено содержание ти-повых форм, утвержденных для составления годовой бухгалтерской отчетности за 1996 г. При заполнении квартальных форм бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, следует иметь в виду, что в квартальной бухгалтерской отчетности форма № 2 называется «Отчет о прибылях и убытках», а в годовой — «Отчет о финансовых результатах». Изменение названия формы обусловлено изменением редакции названия этой формы в Законе о бухгалтерском учете.
- 1. Организация деятельности коммерческого банка
- 1.1. Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения
- 1.2. Трудовое право
- 1.3. Этика деловых отношений
- 3.Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов.
- 3.1. Ведение расчетных и текущих счетов
- 4 Учет и контроль расчетных операций
- 4.1 Расчеты платежными поручениями
- 4.2 Расчеты чеками
- 4.3 Расчеты аккредитивами
- 4.5 Расчеты с отдельными предприятиями, организациями
- 4.6 Безналичные платежи с использованием пластиковых карт
- 7 Финансирование капитальных вложений
- 8 Организация и учет депозитных операций
- 9 Организация и учет операций с ценными бумагами
- 10.1 Организация работы по кредитованию клиентов
- 10.2 Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиентов
- 10.3 Организация краткосрочного и долгосрочного кредитования
- 10.4 Потребительские кредиты
- 10.5 Межбанковские кредиты
- 10.6 Лизинг
- 11 Операции коммерческих банков с векселями
- 11.1 Выпуск и обращение собственных векселей банков
- 11.2 Учетные и инкассовые операции банков с векселями
- 11.3 Гарантийные опрерации банков с векселями
- 12 Организация и учет операций с иностранной валютой
- 12.1 Ведение валюных счетов клиентуры
- 12.2 Операции на привлечение валютных средств
- 12.3 Международные расчеты по коммерческим операциям
- 12.4 Расчеты по неторговым операциям
- 12.5 Валютные кредиты
- 12.6 Операции по торговле валютой на межбанковском рынке
- 12.7 Опреации по безналичным расчетам с населением
- 12.8 Организация работы обменных пунктов
- 13 Агентские услуги
- 14 Учет имущества и финансовой деятельности банка
- 14.1 Учет основных средств, нематериальных активов и хозяйственных затрат
- 14.2 Учет собственных средств банка
- 14.3 Особенности учета расходов на оплату труда
- 14.4 Учет расчетов, доходов и расходов банка
- 14.5 Учет финансовых результатов и распределения прибыли
- 15 Экономический анализ деятельности банка
- 15.1 Анализ пассивных операций
- 15.2 Анализ активных операций
- 15.3 Анализ выполнения экономических нормативов деятельности банка
- 15.4 Анализ финансовых результатов деятельности банка