logo
анализ расчетов банковскими пластиковыми карточками

1 Безналичные расчеты с использованием пластиковых карточек: теоретические аспекты, организация расчетов и возможности анализа

В экономической литературе можно встретить различные определения банковских платежных карточек. Например, Ефимова Л.Г. полагает, что банковские карты являются «инструментом безналичных расчетов» и подчеркивает, что «особенности расчетов с использованием банковских карточек определяются главным образом договорами участников карточных расчетов и внутренними документами платежных организаций» [3, с. 414]. Павлодский Е.А. называет банковскую карту документом, выдаваемым кредитной организацией в подтверждение размещения на банковском счете денежных средств в указанной в договоре валюте, на основании которого держатель карты получает возможность неоднократно снимать со счета наличные денежные средства и (или) оплачивать услуга (произведенных работ, приобретенного товара) [4, с. 404]. Данное понятие платежной карты не полностью отражает ее сущность, поскольку при открытии текущего счета совсем не обязательно сразу класть на соответствующий счет денежные средства, хотя и предполагается. Текущий счет может быть закрыт при отсутствии движения в течение одного года (если иное не определено договором банковского счета) денежных средств по текущему счету [5]. Спиранов И.А. определяет банковские карты как средства составления расчетных документов, а в случае снятия наличных денежных средств не у эмитента карты, а в другом банке (эквайрере) обладает качествами и расчетного, и кассового документа [6, с. 55-56].

В соответствии со ст. 273 Банковского кодекса Республики Беларусь, банковская платежная карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь [7, ст. 273]. Следовательно, платежная карточка содержит определенную информацию о счете и является только средством доступа к денежным средствам на счете держателя. Она является инструментом проведения платежа, а не самим средством платежа.

Своему владельцу банковская платежная карточка позволяет оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, а также в банкоматах и платежно-справочных терминалах, получать наличные деньги в отделениях и филиалах банков и пользоваться другими дополнительными услугами и преимуществами, такими как:

- надежность (даже если карточка и попадет в чужие руки, доступ к денежным средствам все равно имеет только собственник);

- удобство (все деньги находятся на платежной карточке, толщиной всего 0,76 ± 0,08 мм);

- безопасность (оплатив товары и услуги карточкой, не нужно пересчитывать сдачу или опасаться того, что сдачей дадут фальшивые купюры – достаточно просто сверить сумму покупки с суммой на кассовом чеке;

- комфорт (банковская карта - это ключ к денежным средствам на банковском счете, доступ к которым собственник может получить, даже находясь за границей. При этом на карточке может быть любое количество денег, которые не нужно декларировать при пересечении границы. Кроме того, находясь за рубежом, собственнику карты не нужно искать пункты обмена валют, так как при оплате товаров и услуг карточкой конвертация на местную валюту осуществляется автоматически);

- экономия (банковская платежная карта поможет оплатить покупки и услуги за границей. При этом экономия достигается, потому как курс конвертации более выгодный, чем в обменных пунктах;

- выгодность (в отличие от наличных денег, которые лежат в кошельке "мёртвым грузом", средства, размещённые на лицевом банковском счёте и которыми можно распоряжаться, оплачивая карточкой товары и услуги, приносят еще и дополнительный доход в виде процентов на остаток средств);

- практичность (с карточкой удобно вести учет денежных средств и домашнюю бухгалтерию. Собственнику карты не нужно вспоминать, сколько и на что было потрачено, ведь всегда можно получить выписку со счета в обслуживающем карточку банке) [8].

Банковские платежные карты изначально создавались как розничный продукт, ориентированный на держателя – физическое лицо. И сейчас во всем мире платежные карты для банков – одно из важных направлений розничного бизнеса. При этом маркетинговые цели бизнеса могут быть различными. В общем случае в зависимости от этих целей можно выделить три главных направления использования платежных карт:

В настоящее время сфера обращения банковских карт и правила его осуществления достаточно непросты и тесно увязаны с техническими моментами и архитектурой конкретных платежных систем.

В системах банковских карточек проводится четкое функциональное разграничение между банками-эмитентами карточек и банками-эквайерами. Первые обслуживают держателей карт, открывают им счета, вторые предоставляют комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки для оплаты товаров и услуг.

Банк-эмитент выполняет эмиссию карточек (кодирование и запись персональных данных держателя карточки, выдача карточки клиенту, возобновление карточки); анализ кредитоспособности клиента (оценка финансового положения, открытие карточного счета, определение кредитного лимита) при заявке на получение кредитной карточки; авторизацию (ответ на запрос о возможности совершения сделки); работу с клиентами; взыскание просроченной задолженности и контроль превышения кредитного лимита; биллинг (подготовка и отправка держателю карточки выписки с указанием сумм и сроков погашения задолженности); контроль и предупреждение мошенничества.

Банк-эквайер выполняет обработку счетов, предоставленных в банк продавцом по операциям с картами; обмен информацией о сделках и уплату комиссионных в пользу банка-эмитента; рассмотрение заявок продавцов на включение в систему расчетов; анализ кредитоспособности продавцов, проверку тех, кто подозревается в мошенничестве; маркетинг, помощь продавцам в приобретении оборудования для платежных карт.

Для быстрого проведения взаиморасчетов (процессинга) и выполнения других функций в платежной системе используется специализированная нефинансовая сервисная организация (компания) — процессинговый центр, обеспечивающий обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций — фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, содержащую, в частности, информацию об участниках платежной системы и держателях карточек (лимиты держателей карт). Он выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (функционирует в режиме off-line); в противном случае полученный запрос он направляет вбанк-эмитент и пересылает ответ банку-эквайеру.

Для проведения взаиморасчетов между банками на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (и, возможно, непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы (списки запрещенных к обслуживанию карт). Помимо этого он может заказывать карточки на заводах-производителях и персонализировать их.

Расчетный банк в платежной системе служит для взаиморасчетов между банками — участниками системы через корреспондентские счета. При большом объеме операций для разгрузки центральной процессинговой компании от информационных потоков и расчетного банка от лишнего движения денежных средств в платежной системе создается несколько процессинговых центров.

Основные направления анализа безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек сводятся к изучению состава и структуры видов банковских пластиковых карточек, ко­торое дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения каждой их состав­ляющей. Полученная информация будет характеризовать направления и масштабы расширения (сужения) деятельности на рассматриваемых рыноч­ных сегментах.

Важной задачей анализа является, исследование динами­ки обслуживающей инфраструктуры и объемов проводимых операций. При ее изучении определяются темпы роста ка­ждой группы ресурсов по отношению к уровню предыдуще­го (либо базисного) года и среднегодовые темпы роста. Сравнение результатов данно­го периода с предшествующим, дает возможность просле­дить динамику отдельных показателей, выявить тенден­ции их развития.

По результатам проведенного в главе исследования можно отметить следующее: банковская платежная карточка – платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Банковские платежные карточки можно классифицировать по направлениям использования:

В настоящее время сфера обращения банковских карт и правила его осуществления достаточно непросты и тесно увязаны с техническими моментами и архитектурой конкретных платежных систем. В системах банковских карточек проводится четкое функциональное разграничение между банками-эмитентами карточек и банками-эквайерами. Первые обслуживают держателей карт, открывают им счета, вторые предоставляют комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки для оплаты товаров и услуг.

Основные направления анализа безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек сводятся к изучению состава и структуры видов банковских пластиковых карточек, ко­торое дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения каждой их состав­ляющей. Полученная информация будет характеризовать направления и масштабы расширения (сужения) деятельности на рассматриваемых рыноч­ных сегментах.