Компетенция Банка России.
В юриспруденции под компетенцией понимается совокупность полномочий, которыми наделен какой-либо орган или должностное лицо.
Компетенция Банка России определяется согласно ст.1 Закона о Банке России только Конституцией РФ, названным законом и другими федеральными законами. Таким образом, компетенция Банка России не может устанавливаться подзаконными актами, в том числе Указами Президента или актами самого ЦБР.
Компетенция ЦБ подразделяется на 2 группы:
компетенция как органа управления банковской системой;
компетенция как субъекта имеющего право осуществлять банковские операции.
В рамках первой группы Банк России организует :
- денежное обращение;
- проводит денежно-кредитную политику;
- организует безналичные расчеты;
- осуществляет банковское регулирование и банковский надзор;
- взаимодействует с кредитными организациями;
- выполняет ряд внешнеэкономических функций.
Остановимся на банковском регулировании и банковском надзоре.
В соответствии со ст. 56 Закона о Банке России ЦБ РФ является органом банковского надзора. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России , установленных обязательных нормативов. Необходимость банковского надзора обусловлена тем, что деятельность кредитных организаций затрагивает интересы широкого круга физических и юридических лиц, сопряжена со значительными рисками, которые могут вызвать системные кризисы в масштабах экономики страны, так и на международном уровне.
С юридической точки зрения банковский надзор – есть надзор за исполнением норм банковского законодательства. Предметом банковского надзора является исполнение кредитными организациями и банковскими группами требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, а также обязательных экономических нормативов и резервных требований, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций и банковских групп или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухучета и предоставлению отчетности.
Банковский надзор характеризуется следующими отличительными чертами:
1.Осуществляемый Банком Росси надзор в отличие от прокурорского не является государственным.
2.При проведении надзорных проверок ЦБР не подменяет правоохранительные органы и органы Госконтроля ( например Счетную палату РФ), поэтому Банк России и кредитные организации могут быть объектами проверок и надзора со стороны иных органов в соответствии с их компетенцией.
3.Меры воздействия, применяемые Банком России по итогам выявленных нарушений, являются специфическими банковскими санкциями.
Банковский надзор не следует смешивать с прокурорским надзором и аудитом.
В отличие от банковского надзора прокурорский имеет режим государственного и осуществляется специальным органом-Прокуратурой России. Его объектом могут быть и кредитные организации, в которых прокуратура проверяет исполнение всех действующих на территории РФ законов, но не исполнение ими нормативных актов Банка России, обязательных нормативов и резервных требований и своевременность представления отчетов.
Не следует банковский надзор смешивать и с банковским аудитом.
Банковский аудит – один из видов аудиторской деятельности. В соответствии с ч.3 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» - аудит –это независимая проверка бухгалтерской(финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Как следует из ч.5 ст.1 названного закона, аудит не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемой в соответствии с законами иными субъектами, в том числе Банком России.
Банковский надзор и аудит различаются по целям проведения, предмету и субъектам.
Орган надзора, прежде всего заинтересован в защите интересов вкладчиков, поэтому он контролирует жизнеспособность банка в данный момент и в будущем и финансовая отчетность помогает ему оценить развитие ситуации.
Аудитор же, прежде всего заинтересован в том как представлена отчетность о финансовом положении банка и результатах его деятельности. При этом исходит из предположения того, что банк будет жизнеспособен, по меньшей мере, один год после составления баланса и т.д.
Различают две формы банковского надзора дистанционная (документарная) и контактная (инспекционная).
Дистанционный надзор осуществляется на основе предоставляемой отчетности и иных документов, контактный – посредством инспекционных проверок полномочными представителями Банка России.
Указанные проверки не выполняют задач проверок, проводимыми аудиторскими организациями и документальных ревизий, осуществляемых для сбора доказательств по уголовным и др.делам.
Основная цель проверок – оценка общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности ее деятельности.
Порядок проведения проверок кредитных организаций регламентируется Инструкция ЦБ РФ от 25.08.2003 N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации".
- Статус Центрального банка Российской Федерации.
- Основной дискуссионный вопрос - является ли Банк России органом государственной власти?
- Ведутся дискуссии о и том, к какой организационно-правовой форме относится Банк России – госучреждению, унитарному предприятию, основанному на прав хозяйственного ведения и пр.
- Компетенция Банка России.
- О правовой природе и мерах воздействия, применяемых к кредитным организациям Банком России.