logo
ЛЕКЦИЯ 2 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

Статус Центрального банка Российской Федерации.

Централизация- одно из обязательных условий работоспособности кредитных организаций любой страны. Главным образом это находит выражение в построении двухуровневых банковских систем. Верхний уровень - центральный (Федеральный банк, национальный) банк, нижний – банки и небанковские ко.

Названная система является общей и в каждой стране имеет свои особенности. Так, в США центрального банка нет, вместо этого имеются 12 федеральных банков, наличие которых обусловлено делением всей территории США на 12 округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком.

Сущность ЦБ двойственна, Она соединяет в себе на первый взгляд диаметрально противоположное: черты частно-правовой и публично-правовой организации, рыночное начало и публичную власть. Сущность центрального банка двойственна и с точки зрения отстаиваемых им интересов. С одной стороны, осуществляя пруденциальное и валютное регулирование, он обеспечивает стабильность и надежность банковской системы в целом, действует в интересах каждой кредитной организации в отдельности и всех вместе взятых. С другой стороны ЦБ – представитель государства с соответствующими полномочиями во многих банковских правоотношениях.

Статус ЦБ базируется на нормах Конституции РФ. Конституционные нормы (ст.71 и 75) конкретизируются Законом о Банке России. Банк России является юрлицом. Уставный капитал и все иное имущество Банка России – федеральная собственность. В соответствии с целями и в порядке которые установлены законом о Банке России, ЦБР осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Гос-во не отвечает по обязателствам Банка России, а Банк России – по обязательствам гос-ва, если они не приняли на себя такие обязательства или они не предусмотрены федеральным законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Функции ЦБР установлены ст.4 Закона о Банке России. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству для финансирования федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральными законами о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Законодатель прямо запрещает выделять финансовые средства Правительству РФ и ограничивает тем самым вмешательство правительства в деятельность Банка России.

Средства федерального бюджета хранятся в Банке России, если иное не предусмотрено федеральными законами. Без взимания комиссионного вознаграждения выполняет операции со средствами федерального бюджета и внебюджетных фондов, бюджетов субъектов, местных бюджетов, операции по обслуживанию госдолга и золотовалютными резервами.

Специфика правового статуса Банка России.

Во-первых, банку России поручено решение ряда вопросов, отнесенных к исключительной компетенции РФ (п. «ж» ст.71 Конституции РФ);

Во-вторых, в рамках названной компетенции он выполняет возложенные на него функции и реализует предоставленные ему полномочия совместно с органами государственной власти, но независимо от них.

В-третьих, полномочия ЦБР имеют ярко выраженный властный характер. При этом ни один нормативно-правовой акт не дает ответа на вопрос о месте Банка России в отечественной системе органов государственной власти и управления. Наконец, организационно-правовая форма банка России как юридического лица действующим законодательством не определена. Однако он имеет уставный капитал, вправе осуществлять банковские операции, ежегодно подлежит аудиторской проверке.