logo
К

Денежно кредитная политика государства и ее составляющие.

Денежно-кредитная политика обычно рассматривается как главное направление финансовой политики страны. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной финансовой политики, должна быть «вписана» в общую установку формирования национальной экономики и содействовать достижению макроэкономического баланса.

Денежно-кредитная политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.5

Денежно кредитная политика это одно из составляющих денежной системы страны. Валютная система — это исторически образовавшаяся и законодательно учрежденная государством форма организации валютного обращения в государстве.

Первостепенными компонентами валютной системы являются:6

Денежно-кредитная политика — это политика страны, влияющая на сумму денежных средств в обращении с целью обеспечивания устойчивости цен, абсолютной занятости населения и увеличения настоящего объема производства. Реализовывает монетарную политику Центральный банк.

Влияние на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) исполняется при помощи денежно-кредитного регулирования. Традиционно денежно-кредитная политика ЦБ ориентирована на достижение и хранение экономической стабилизации, в первую очередь усиление курса государственной валюты и обеспечение стабильности платежного баланса государства.

Денежно-кредитное регулирование — это комплекс определенных мероприятий центрального банка, ориентированных на изменение валютной массы в обращении, объема кредитов, значения процентных ставок и иных показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.7

Денежно-кредитная политика представляет из себя составную часть единой национальной финансовой политики. Государственная финансовая политика обязана предусматривать мероприятия по решению вопросов в каждом блоке. Центральный банк осуществляет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её выполнение.

Создание денежно-кредитной политики Банком России ведется в согласовании со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России каждый год не позже 26 августа передает в Государственную думу план главных направлений целостной государственной денежно-кредитной политики на следующий год и не позже 1 декабря – ключевые курсы единой национальной денежно-кредитной политики на будущий год. Первоначально проект передается Президенту и Правительству России.

Государственная дума анализирует главные курсы единой государственной денежно-кредитной политики на следующий год и выносит соответственное постановление не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на будущий год. Тем самым достигается целостность целей выполнения денежно-кредитной и экономической политики.

Способ воздействия, денежно-кредитной политики, на положение экономики довольно сложен. Вследствие этого, центральные банки в ходе принятия решений, касательно денежно-кредитной политики оценивают три категории характеристик: конечные цели, определяющиеся глобальными макроэкономическими показателями; промежуточные (операционные) цели или ориентиры, а еще способы и инструменты, представляющие собой комплекс мер по достижению установленных целей.8

В общем виде целью правительственного регулирования экономики считается достижение макроэкономического баланса при достаточных для предоставленной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика это одна частей государственной финансовой политики, содержащей также структурную, экономическую, социальную и внешнеэкономическую политику. Из этого видно, высшая цель национальной денежно- кредитной политики состоит в обеспечении устойчивого экономического роста и совпадает со стратегической целью национальной экономической политики.

Впрочем эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно- кредитной политики, которые обладают своей спецификой, исполняются достаточно медленно, рассчитаны на годы и не являются активной реакцией на развитие рыночной конъюнктуры. Положение осложняется еще и тем, что, избрав конечную цель и используя инструменты денежно-кредитной политики, центральный банк не имеет возможность незамедлительно и непосредственно осуществлять контроль за целевыми параметрами. Центральный банк должен установить показатели, которые воздействуют на конечные цели и поддаются его контролю. Подобные показатели именуют промежуточными целями денежно-кредитной политики.

Различают две основных концепции денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными своими целями. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования. Данные концепции представлены на рисунке 1.1.9

Рис. 2.1 Концепции денежно-кредитной политики

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на мо­нетарные факторы нестабильности.

В условиях рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:10

Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В случае если цель формирования государственной экономики состоит в обеспечении необходимого финансового роста, то подобна и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Таким образом, высшая цель денежно-кредитной политики страны состоит в обеспечении устойчивости цен, успешной занятости населения и увеличении настоящего объема валового государственного продукта.

Субъектами денежно-кредитной политики является главным образом центральный банк в согласовании с свойственными ему функциями проводника денежно-кредитной политики страны и коммерческие банки.

Рассмотрим более подробно субъекты денежной политики. Банк — это кредитная компания, которая обладает исключительным правом реализовывать в комплексе следующие банковские операции: вовлечение во вклады валютных средств физических и юридических лиц, расположение отмеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Несмотря на то что банки существуют давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков:11

Прогрессивная экономическая теория оценивает банки как особенный тип экономических посредников. Банки как особенные экономические посредники характеризуются нижеприведенными немаловажными показателями.

Во-первых, как и любые экономические посредники, они реализовывают обмен долговыми обязательствами, т.е. банки издают свои личные долговые обязательства, а мобилизованные на этой базе ресурсы размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные прочими эмитентами.

Во-вторых, банки вырабатывают собственные обязательства на базе высоколиквидных и зафиксированных по суммам вкладов. Выступая в виде экономического посредника, банки берут на себя абсолютные обязательства с зафиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.

В-третьих, банки как депозитные экономические посредники обладают высоким уровнем «финансового рычага», т.е. части заемных средств в структуре пассива. Банки вырабатывают кредитные ресурсы первостепенно за счет заемных средств, что делает их подвластными от внешних и внутренних условий и инициирует потребность в специальной системе наблюдения за банковской работой со стороны центрального банка и иных органов.

В-четвертых, банки в праве, открывать и управлять расчетными, текущими, валютными и другими счетами, эмитировать безналичные платежные средства и на этой базе гарантировать работоспособность платежной системы.

Центральный банк — основной регулирующий аппарат кредитной системы государства или совокупности государств. Центральные банки осуществляют следующие главные функции: эмиссия банкнот и монет; проведение денежно-кредитной и валютной политики; управление официальными золотовалютными резервами и регулирование деятельности кредитных институтов; рефинансирование кредитно-банковских институтов. А так же Центральный банк является «банком банков» — служит расчетным центром банковской системы, предоставляет ей кредиты, в некоторых странах осуществляет надзор за деятельностью банков.12

Немаловажный вопрос в работе центрального банка это его самостоятельность от правительства. В связи с этим отделяют финансовую и политическую самостоятельность центрального банка.

Под финансовой самостоятельностью подразумевают право применения центральным банком существующих в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики без никаких ограничений. Другими словами, у центрального банка есть определённый круг полномочий, нацеленных на получение своевременных решений при проведении денежно-кредитной политики.

Под политической самостоятельностью подразумевают степень независимости центрального банка в отношениях с государственными органами при назначении начальства банка и при формировании и проведении денежно-кредитной политики

Предметами денежно-кредитной политики считаются спрос и предложение на валютном рынке. Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики имеет возможность воздействовать на положение валютного рынка с помощью организации, как предложения, так и спроса на денежные средства.

Спрос на денежные средства следует из двух функций — быть средством обращения и средством сбережения богатства. В первом случае речь идет о спросе на денежные средства для заключения сделок купли-продажи (транзакционный спрос), во втором — о спросе на денежные средства как средстве покупки других экономических активов (первоначально облигаций и акций).13

Реальное предложение денежных средств находится в зависимости от целей денежно-кредитной политики в определенном государстве. Необходимо отметить, что в связи с причинами, вызвавшими изменение спроса на денежные средства, могут изменяться цели денежно-кредитной политики.14

1. Если изменение в спросе на денежные средства вызваны циклическими преобразованиями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики есть возможность «сгладить» эти перемены. В случае циклического «перегрева» экономики разрешено поднятие процентных ставок. Результатом подъема нормы процента будет понижение дело­вой активности. И, напротив, в случае циклического регресса необходимо достигать сокращения нормы процента и тем самым увеличения деловой активности за счет роста инвестиционного спроса.

2. Если изменения в спросе на денежные средства вызваны только повышением цен, то каждое повышение валютного предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Цель денежно-кредитной политики в этом случае – удержание размера валютной массы, которая находится в обращении, на конкретном фиксированном уровне. Графиком валютного предложения в предоставленном случае будет вертикальная прямая.

3. Анализируя денежный рынок, мы до сих пор подразумевали, что быстрота обращения денежных средств неизменна. Но она имеет возможность изменяться под влиянием, к примеру, изменений в способе организации валютного обращения в государстве, что отразится и на норме процента, и на размере производства, и на тарифах (уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк установливает задачу нейтрализовать влияние изменения быстроты обращения денежных средств на государственную экономику, он соблюдает гибкую денежно-кредитную политику: поток денег в обращении должн расти (или сокращаться) в таком же соотношении, в какой уменьшается (или растет) быстрота обращения денежных средств. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Спрос и предложение в денежно кредитной политике совершается на денежном рынке. Денежный рынок — это элемент экономического рынка, рынок короткосрочных высоколиквидных активов; это рынок, на котором спрос на денежные средства и их предложение устанавливают уровень процентной ставки, "стоимость" денег; это комплекс институтов, которые обеспечивают связь спроса и предложения денег.

На валютном рынке денежные средства "не продаются" и "не преобретаются" как другие товары. В этом индивидуальность денежного рынка. При сделках на валютном рынке денежные средства меняются на иные ликвидные средства по альтернативной цене, измеренной в единицах номинальной нормы процента.

Субъекты денежно-кредитной политики это банки, в первую очередь центральный банк. Разберем более основательно данный контролирующий аппарат. В экономике страны центральный банк выступает в роли «банка для банков», то есть хранит на счетах обязательные резервы коммерческих банков и прочих организаций, дает им ссуды, играет в роли «кредитора последней инстанции», формирует государственную систему взаимозачётов (безналичных платежей) или посредством своих отделений, или при помощи специальных расчётных палат.

Обязательные резервы — это некоторое количество от суммы депозитов, которую коммерческие банки не имеют возможности направить на выдачу кредитов. Как правило эти резервы устанавливают сумму, которая обязана сохраняться на корреспондентском счету банка в системе центрального банка. Нормы обязательных резервов разграничиваются по типам вкладов (депозитов). Российские коммерческие банки должны держать обязательные резервы в Банке России. Обязательные резервы должны лимитировать максимальное повышение валютной массы в экономике.15

Финансовый оборот регулируется центральным банком и в ходе реализации  кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия центрального банка обеспечивает рост ресурсов коммерческих банков, которые в итоге выдаваемых кредитов наращивают общую массу денежных средств в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой лимитирование полномочий коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики валютными ресурсами.

Не считая этого, невероятно принципиальную значимость для успешного исполнения денежно-кредитной политики имеет устойчивость банковской системы. Банковская система любого государства это необходимая составляющая ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки дают обеспечение непрерывности функционирования областей производства и потребления. Банковский сектор это канал, посредством которого всей экономике подаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Из этого видно, регулирование центральным банком работы коммерческих банков можно анализировать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны цен­трального банка.