Современные инструменты регулирования используемые цб рф.
Банк России формирует основные направления единой государственной денежно-кредитной политики государства. На 2013 год стратегию кредитно-денежной политики определяет программа «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» разработанная в 2012 году на три года. Инструменты денежно-кредитной политики используемые ЦБ РФ можно сгруппировать следующим образом:19
Первое - изменение нормы обязательных резервов;
Второе - лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
Третье - изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
И четвертое - операции на открытом рынке.
Рассматривая описанную группу инструментов, очень важно заметить, что регулирование ставки процента это инструмент прямого регулирования, другие — косвенного. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты нередко вытесняют инструменты прямого регулирования.На данный момент Центральным банком РФ ведется политика оптимального роста учетной ставки, т.е. ставки рефинансирования. Сейчас она составляет 8,25 %.20
Значение Банка России в регулировании денежно- кредитных отношений ограничено в основном политикой рефинансирования, которая в условиях кризиса, с учетом настойчивых рекомендаций банковского сообщества, в конце концов, активизировалась. Такое ограниченное понимание роли денежно-кредитной политики конкретно в кредитном регулировании нельзя признать достаточным.
При проведении политики понижения ставки рефинансирования кредит стает более дешевым, следственно более заманчивым. Увеличение объемов инвестиционных средств должно привести к расширению производства. Предложение валютной массы в государстве увеличивается.
Изменение учетной ставки ЦБ РФ нужно анализировать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. К примеру, поднятие учетной ставки говорит о начале ограничительной денежно-кредитной политики. В соответствии с этим довольно быстро происходит цепочка изменений: подъем ставки на рынке межбанковского кредита; подъем ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору.Следующий значимый инструмент контроля над валютной массой — это операции на открытом рынке. Этот инструмент финансового регулирования подразумевает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Данные операции являются особенно необходимым способом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как воздействуют на величину свободных ресурсов коммерческих банков.
Операции на открытом рынке это главный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ РФ. При нарастании в государстве инфляционных тенденций правительство выпускает государственные ценные бумаги. Главной целью реализации ценных бумаг считается исключение из оборота некоторой доли средств для сокращения инфляционного давления на экономическую систему.
Одна из первостепенных задач в осуществлении мер денежно-кредитной политики это ситуация, при которой эмиссия в государственной валюте модифицируется в активы в зарубежной валюте (конвертации и отток капитала или размещение в наличной зарубежной валюте и на денежных депозитах). По нашему мнению, именно решение предоставленной проблемы должно стать одной из главных целей единой денежно-кредитной политики. Будет продолжено применение реализованного Минфином России вместе с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, дающего возможность смягчать влияние неравномерности бюджетных потоков на положение банковской ликвидности.
Обратимся к балансу Банка России, который является хорошим индикатором того, под какие активы происходит эмиссия национальной валюты. По состоянию на 01.01.2013 в структуре его активов на статью «Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов» приходилось 71,28 % активов, а на статью «Кредиты и депозиты» — 22,82 %, по состоянию на 01.10.2012–77,31 и 14,56 % соответственно.21
Одним из примечательных мест проекта Главных направлений является оценка показателей валютной программы. В качестве ее главных показателей Центральным банком предпочтены: денежная база в узком определении, чистые международные резервы и внутренние активы, а так же чистый кредит банкам.
Одним из ключевых в Основных направлениях должен был стать раздел «Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов», где заданы количественные ориентиры денежно-кредитной политики, охарактеризована политика валютного курса и использование инструментов денежно-кредитного регулирования.
Данный раздел по-прежнему содержит декларацию намерений относительно темпов инфляции: предполагается добиться ее снижения до 4,5–6,5 % в 2014 г. Основные варианты прогноза основаны на том, что источником роста денежной базы будет рост чистых международных резервов. В целом стратегия по управлению денежным предложением пассивна и ориентирована на внешнюю конъюнктуру.
В части политики валютного курса заявлена цель постепенного сокращения государственного вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры управления курсом будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Конкретных мер по усилению влияния курса на диверсификацию экономики в Основных направлениях не указано.
В части применения инструментов денежно- кредитной политики упор сделан на реализацию эффективной процентной политики. Основные меры направлены на совершенствование технологий рефинансирования: развитие механизма рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения; расширение перечня активов, используемых для обеспечения при рефинансировании и др.
Таким образом, приоритетами Банка России по развитию банковского надзора являются:
развитие содержательных подходов к организации надзора;
развитие подходов к надзору за кредитным риском;
совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности;
совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем;
совершенствование отчетности, в т. ч. развитие надзора на консолидированной основе и др.
повышение прозрачности денежно-кредитной политики и совершенствование аналитической работы.
В Основных направлениях содержится ряд дополнительных мер в части совершенствования банковского надзора: оценка деловой репутации руководителей, совершенствование процессов регулирования реорганизации банков, упрощение эмиссии ценных бумаг, эффективное взаимодействие банков и аудиторов, ряд мер по развитию инспекционной деятельности. Как видим, Банк России представил список рабочих мероприятий.
Отдельный интерес вызывает позиция ЦБ по таргетированию: в настоящее время основные методы денежно-кредитной политики, используемые центральными банками, включают валютное регулирование, таргетирование денежной массы и таргетирование инфляции.22
Регулирование валютного курса основано на поддержании определенной стоимости национальной валюты по отношению к иностранной валюте или корзине валют. Его основными инструментами являются валютные интервенции центрального банка и манипулирование процентной ставкой. Таргетирование денежного предложения опирается на установление ориентиров по темпам роста определенного денежного агрегата или группы агрегатов.
Таргетирование темпов роста денежной массы может быть эффективным в случае наличия четкой взаимозависимости между изменениями денежных агрегатов и темпов роста инфляции. Инфляционное таргетирование предполагает установление центральным банком целевого уровня инфляции и ориентацию на него при разработке мер денежно-кредитной политики. Ключевым методом достижения поставленной цели является механизм процентных ставок.
До сих пор в России одним из основных макроэкономических «параметров» является валютный курс доллара к рублю. В перспективе, как уже отмечалось, все большую роль будет играть процентная ставка, отражающая реальную цену денег в стране.
Эта политика изначально предполагает наличие плавающего валютного курса. Кроме того, она ориентируется на достаточно высокий уровень развития финансовой системы и рынков, обеспечивающий адекватную и своевременную реакцию экономики на изменения процентной ставки. Преимущество инфляционного таргетирования заключается в том, что установление целевого уровня инфляции в качестве номинального якоря создает условия для прогнозирования действий центрального банка и формирования системы принятия решений экономическими агентами.