Банковский надзор и ответственность за нарушение банковского законодательства.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными орг-циями банк закон-тва. Надзорные и регулирующие функции осуществляются Банком России непосредственно или через создаваемый при нем орган банковского надзора, который образуется по решению Совета директоров. Деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторское заключение должно содержать сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и т.д.
Для осущ-ния своих функций в области банковского регулирования и надзора ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и принимает предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными Советом директоров, представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами.
Ответственность: в соответствии со ст. 75 Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
- замены руководителей кредитной организации;
- реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осущ-ние банковских операций по основаниям, предусмотренным ФЗ «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.
В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается ФЗ законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
51.Понятие и значение государственного и муниципального кредита.
Для привлечения денежных средств в распоряжение государства и муниципальных образований и решения проблем бюджетного дефицита, применяется государственный (муниципальный) кредит.
Независимо от уровня кредит (государственный и муниципальный) можно рассматривать в двух значениях (аспектах): в экономическом и в правовом.
Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Экономическая сущность государственного и муниципального кредита заключаются в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государством (муниципальным образованием) как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.
При муниципальном кредите заемщиком соответственно является муниципальное образование, а кредиторами граждане и организации. Таким образом, обязательным субъектом правоотношений по государственному и муниципальному кредиту соответственно является государство или муниципальное образование.
Государственный и муниципальный кредит как правовая категория это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Роль государственного кредита С развитием рыночной экономики в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества государство использует кредит и для регулирования денежного обращения.
Муниципальный кредит используется также и в целях финансирования местных инвестиционных программ
Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному (муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений.
Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.
- Понятие финансов, их особенности и функции.
- Фин. Деятельность государства. Понятие, общая характеристика, задачи и принципы
- Финансовая система рф, ее состав. Общая характеристика элементов
- 4. Понятие и принципы финансового права
- 5. Предмет, метод и субъекты финансового права
- 7. Источники фп. Общая характеристика
- 8. Финансово-правовые отношения. Понятие, особенности и виды.
- 9. Органы общей компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства, их классификация. Общая характеристика
- 10. Органы спец компетенции, осущ фин деят-ть гос-ва, их классификация. Общая харак-ка
- 11. Финансовый контроль. Понятие, методы, задачи
- 12. Виды финансового контроля в зависимости от субъектов, его осуществляющих
- Государственный контроль
- 13. Финансовый контроль органов представительной власти
- 16. Полномочия Федерального Казначейства как контрольного органа
- 17. Бюджет. Понятие и социально-экономическая роль.
- 18. Бюджетные правоотношения. Субъекты правоотношений.
- 19. Бюджетная система рф. Ее структура.
- 20. Принципы бюджетной системы рф. Их содержание
- 21. Бюджетное право. Понятие и предмет.
- 22. Источники бюджетного права. Конституционные основы бюджетного права.
- 23. Полномочия государственных и местных бюджетов
- 24. Бюджетное устройство рф. Понятие и роль консолидированного бюджета
- 25. Бюджетная классификация рф Критерии, лежащие в основе классификации. Значение бюджетной классификации
- 26. Состав доходов бюджетной системы. Порядок их формирования и распределения.
- 27. Состав расходов бюджетной системы. Порядок их формирования и распределения
- 28. Сбалансированность бюджетной системы. Дефицит бюджета и источники его покрытия.
- 29. Межбюджетные трансферты. Формы и условия предоставления (гл. 16 бк рф).
- 30. Бюджетный процесс. Понятие, принципы и стадии бп.
- 32. Рассмотрение и утверждение бюджета.
- 31. Составление проектов бюджетов.
- 33. Исполнение бюджета.
- 34. Составление и утверждение бюджетной отчетности.
- 35. Ответ-сть за нарушение бюджетного законодательства рф. Общая характеристика.
- 36. Правовое регулирование социальных государственных внебюджетных фондов.
- 37. Понятие, виды и значение целевых бюджетных фондов.
- 38. Понятие и система гос доходов.
- 39. Государственные расходы: понятие, объекты и виды расходов
- 40. Налоговые и неналоговые доходы: понятие, виды и особенности порядка зачисления.
- Налоги, их понятие и роль. Система налогов и сборов.
- Налоговые правоотношения. Субъекты правоотношений.
- Понятие и источники налогового права.
- Ответственность за налоговые правонарушения.
- Права и обязанности налогоплательщиков.
- Банковская система рф. Кредитные организации, их виды.
- Правовое положение цб рф и его функции в области кредитования.
- Виды банковских операций.
- Понятие, принципы и виды банковского кредита.
- Банковский надзор и ответственность за нарушение банковского законодательства.
- 52. Понятие государственного и муниципального долга. Формы государственного и муниципального внутреннего долга.
- 53.Государственный займы (заимствования). Понятие и порядок осуществления.
- 54.Внутренний и внешний гос долг. Система и методы управления гос долгом в рф.
- 55.Правовое регулирование сберегательного дела.
- 56.Понятие страхования
- 57. Виды и формы страхования.
- 58.Понятие страхового правоотношения. Субъекты страхования.
- 59.Государственное регулирование страховой деятельности.
- 60.Правовые основы обязательного социального страхования
- 61. Обязательное государственное личное страхование
- 62. Правовое регулирование обязательного страхования вкладов
- 63. Понятие и функции денег
- 64. Понятие денежной системы, ее основные элементы.
- 65. Правовые основы наличного денежного обращения. Полномочия Банка России в сфере регулирования денежного обращения.
- 66. Правовые основы безналичного денежного обращения. Понятие расчетных отношений и банковского счета. Формы безналичных расчетов в рф.
- 67. Правила ведения кассовых операций
- 68. Валютное регулирование. Виды валютных операций.
- 69. Права и обязанности резидентов, осуществляющих валютные операции
- 70. Валютный контроль. Органы и агенты валютного регулирования.