4.3. Управление гк
Под управлением государственным кредитом понимают – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов:
– по изысканию дополнительных финансовых ресурсов;
– по регулированию величины, структуры, и стоимости обслуживания государственного долга.
Цель управления ГК – нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Понятие управления ГК может рассматриваться в широком и в узком смысле.
В широком смысле управление государственным кредитом рассматривается как формирование политики государственного кредита.
Управление ГК в широком смысле – это формирование одного из направлений финансовой политики государства, обслуживающее его деятельность в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Его осуществляют органы власти и управления государством. Именно они определяют общую величину бюджетного дефицита, а, следовательно, и объем займов.
Управление ГК в узком смысле – совокупность действий государства, связанных с регулированием рынка государственных ценных бумаг: с выпуском и размещением долговых обязательств; выплатой % по ним; погашением займов; представлением ссуд и гарантий по займам.
Осуществляет Министерство финансов РФ и ЦБ.
Функционирование ГК приводит к образованию государственного долга.
Государственный долг – величина задолженности государства своим кредиторам.
Виды государственного долга (классификация):
1 внешний и внутренний,
2 текущий и капитальный,
3 государственный и общегосударственный.
1 внешний – обязательства Правительства РФ перед внешними кредиторами (или совокупный долг нерезидентам); выражаются в валюте.
внутренний – долговые обязательства Правительства, выраженные в валюте РФ перед юр. и физ. лицами);
2 текущий – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства в течение года (или расходы по обслуживанию государственного долга),
капитальный – сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая % по ним;
3 общегосударственный – включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране этот коэффициент достигал до 35% и, следовательно, намного превышал допустимые значения.
В качестве методов управления можно назвать следующие:
– конверсия – изменение (увеличение или снижение) доходности займов;
– консолидация – увеличение срока обращения займов;
– унификация – уменьшение видов обращающихся ценных бумаг;
– аннулирование – отказ от некоторых безнадежных займов;
– рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
– реструктуризация долга – изменение сроков погашения или условий предоставления займа.
- Тема 4 «Государственные финансы»
- 1 Общая характеристика государственных финансов Государственные доходы и расходы
- Структура государственных финансов
- Вопрос 2 Государственный бюджет
- Вопрос 2.1 Экономическая сущность и содержание бюджета
- 2) С материальной точки зрения
- 3) Как финансовый план
- Финансы → централизованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный.
- Вопрос 2.2 Доходы и расходы бюджета
- Классификация доходов бюджетов в рф
- 2) По форме образования:
- 4) Как источник формирования конкретного бюджета:
- 5) Как источник финансирования расходов:
- Система бюджетных расходов и их классификация
- 4) По возможности сокращения:
- 6) По роли в общественном производстве:
- Вопрос 2.3 Бюджетный дефицит, его причины и методы финансирования
- Причины бюджетного дефицита
- 4) Низкая эффективность государственного финансового управления
- Способы решения проблемы дефицита
- 1) Группа – безинфляционные способы:
- 2) Группа – инфляционный способ
- Допустимые размеры дефицита государственного бюджета в рф:
- Вопрос 2.4 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
- Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф:
- 2 Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- 3 Самостоятельность бюджетов разных уровней
- 4 Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
- 7 Результативность и эффективность использования бюджетных средств
- 12 Подведомственность расходов бюджетов
- 13 Единство кассы
- Участники бюджетного процесса:
- Вопрос 2.5 Система межбюджетных отношений
- Вопрос 2.6 Территориальные финансы
- Состав тф:
- Вопрос 3. Внебюджетные фонды
- Финансы → централизованные;
- 4) По охвату проблем:
- Особенности вбф:
- Вопрос 4. Государственный кредит
- 4.1 Сущность, значение и функции государственного кредита
- 1 Распределительная функция
- 2 Контрольная функция
- 4.2. Виды гк
- 4.2 Виды государственного кредита
- 1.2 Использование сбережений через Сбербанк и использование ссудного фонда
- 1.3 Казначейские ссуды
- 4.3. Управление гк
- 4.4. Виды государственных ценных бумаг