logo
SHP_L_1

92.Особенности бриНа в развитых странах.

В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой цен ральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании, Итали Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлю исключительно центральные банки. В Канаде и Швейцар! органы.надзора отделены от центрального банка.

Банковский надзор в широком смысле включает в cef собственно надзор за банками, называемый дистанционны или документарным, и инспектирование (ипспекционн^ проверки на местах). В зависимости от особенностей отдеж ных стран упомянутые виды надзора неодинаково трактуются.

В ряде стран, например в Великобритании, акцент дел ется на документарный надзор; в других, например в США, на регулярное и всестороннее изучение состояния каждсн банка при проведении инспекции на месте. Для болышя ства стран характерно сочетание дистанционного контро/ за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. П{ этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.

Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании, Л сударственные органы надзора в этих странах находятся тесном контакте с частными аудиторскими фирмами, которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзораЦентральные банки упомянутых стран получают и веряют заверенные внешними аудиторами годовые ба-_ сы, а также ежемесячные или ежеквартальные отчеты к< мерческих банков с информацией о платежеспособжх ликвидности банка, открытой валютной позиции и неп< шейных просроченных кредитах, а также концентрации] дитных рисков, страновых рисках.

В Великобритании внешние аудиторы могут, а в Ни ландах и Франции обязаны незамедлительно инфорьд вать центральный банк о неплатежеспособности и нелию ности банка или о случаях их отказа заверять отчет бс Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с bi ними аудиторами, которые несут персональную ответст ность в случае нанесения их действиями ущерба комме скому банку.

Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов'! проведения. Как правило, функции надзора выполня подразделениями центрального банка или министерств» нансов или независимым ведомством, подотчетным на менту или президенту, например Корпорацией страхов банковских вкладов, как в США.

Деятельность надзорных органов рсгламептируется-fi стемой законов и других правовых актов, отражающих < бенности исторического и экономического развития л дарства.

Система надзора в США. В США сложилась развод, ленная система надзора на федеральном уровне и на уров| отдельных штатов. Деятельность национальных баиЛ контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя дрУ ми федеральными органами — Службой контролера дея» ного обращения (относящейся к министерству финансов Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКС;

Контроль за банками штатов — членами ФРС, депоЭй которых застрахованы в ФКСД, осуществляется рганизация банковского надзора гтвукмдими органами банковского надзора, созданными при поавительстве штатов (как правило, отделом уполномочен­ного по банкам или управляющего банками при правитель­стве штатов). Кроме того, их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.

Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депо­зиты застрахованы в ФКСД, контролируются двумя струк­турами — банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД, находятся под контролем властей штатов.

Надзорные органы в США — Служба контролера денеж­ного обращения (на федеральном уровне) и Отдел уполно­моченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) — решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих новых банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытие отде­ления, слиянии и поглощении банков, а также об изменени­ях в структуре банковского капитала.

В компетенцию надзорных органов США также входят:

ликвидация закрываемых банков;

разработка инструкций, правил, указаний и регламента­ции, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов;

периодические комплексные проверки состояния, опера­ции и политики подведомственных банков;

принятие мер по исправлению сложившегося положения;

консультирование руководства банков;

обобщение отчетов и статистической информации банков.

В обязанности ФРС входит также защита прав потреби­телей, причем компетенция ФРС распространяется не толь-к0 на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть ои деятельности сводится к обеспечению потребителей • ом ^сле банковских клиентов) адекватной информаци-^и. осуществлению контроля за соблюдением прав клиен- низация банковского надзора

Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования^ ятельности депозитных учреждений в США являются:

контроль и регулирование деятельности зарегистрд ванных штатами банков — членов ФРС, банковских ход; говых компаний;

контроль и регулирование деятельности на территс США зарубежных банковских учреждений;

регулирование структуры банковского капитала в ветствии с Законом о банковских холдинговых компа и поправками к нему, Законом о слиянии банков и Закс об изменении контроля за банковской деятельностью, I ответствии с этими законами Совет управляющих ФРС) нимает решения о слиянии и поглощении банков;

регулирование зарубежной деятельности всех амервд ских коммерческих банковских учреждений — членов ФРС

В отличие от США в странах Западной Европы отаде ется более четкая централизованная структура органов б ковского надзора.

Система банковского надзора в Великобритании

недавнего времени контроль за банками, который тради онно является одним из основных направлений деятель сти Банка Англии, носил скрытый и неформальный хатер и до 1979 г. осуществлялся на основе общего Закона! акционерных компаниях.

Банковский кризис 1973 — 1974 гг. способствовал О циальному законодательному оформлению банковского ] зора в 1979 г. Было введено обязательное лицензирова» коммерческих банков, учрежден общенациональный ф< страхования депозитов и подтвержден статус Банка АнгЛ как органа надзора. Кроме того, банковский закон 1979| установил правила предоставления крупных ссуд, поря банковских слияний, аудиторских проверок и т.д.

Для банковского надзора, применяемого в Великобр* нии, характерен контроль за деятельностью каждого ба На основе проведенного контроля для каждого банка рг Организация банковского надзора бятываются мероприятия, учитывающие конкретные ycJ вия его деятельности и по возможности согласуемые с { ководством банка. Эти меры должны обеспечить для бан необходимый минимум оперативной безопасности в otf шении капитала, резервных средств, ликвидности, систол менеджмента и бухгалтерской отчетности. Надзор со стор ны Банка Англии за деятельностью коммерческих банк осуществляется посредством сбора статистической инфс мации, отчетов бухгалтеров, посещений банков и регуля ных официальных собеседований с их руководством. Встр чи с руководством банка — одна из главных особенност< надзора в Великобритании.

Кроме того, Банк Англии практикует проведение трс сторонних совещаний, в которых помимо названных долпостных лиц участвуют также ответственные за финанс' вый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Лнгли В их функции входят проверка работы систем учета и коп роля банка и периодический отчет о его финансовом cocti янии, подтверждение выполнения банками указаний Бант Англии, а также информирование последнего о достоверно! ти и полноте представляемой ему статистической отчетно! ти. По Закону о банках эти лица имеют право в случае neof ходимости извещать руководство Банка Англии о результ. тах проверки, если они вызывают сомнения.

Следует отметить, что до 1982 г. в Банке Англии провед( ние инспекций не практиковалось, поскольку в Банке oi сутствовал собственный штат инспекторов для проверок н местах. В настоящее время Банк Англии использует для эти Целей группу специалистов, включающую 3 банковских слу жащих исэ бухгалтеров, не являющихся сотрудниками Бан ка Англии, но работающих под руководством его постоян

го штатного менеджера. Данная группа инспекторов не Р одически проверяет все аспекты деятельности коммерче х оанков, включая их операции, системы учета и конт

ля, качество кредитного портфеля, степень компетентное

Управляющих, деловую стратегию