92.Особенности бриНа в развитых странах.
В США, Германии, Франции, Японии существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой цен ральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами. В Великобритании, Итали Нидерландах банковский надзор уполномочены осуществлю исключительно центральные банки. В Канаде и Швейцар! органы.надзора отделены от центрального банка.
Банковский надзор в широком смысле включает в cef собственно надзор за банками, называемый дистанционны или документарным, и инспектирование (ипспекционн^ проверки на местах). В зависимости от особенностей отдеж ных стран упомянутые виды надзора неодинаково трактуются.
В ряде стран, например в Великобритании, акцент дел ется на документарный надзор; в других, например в США, на регулярное и всестороннее изучение состояния каждсн банка при проведении инспекции на месте. Для болышя ства стран характерно сочетание дистанционного контро/ за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. П{ этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.
Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании, Л сударственные органы надзора в этих странах находятся тесном контакте с частными аудиторскими фирмами, которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзораЦентральные банки упомянутых стран получают и веряют заверенные внешними аудиторами годовые ба-_ сы, а также ежемесячные или ежеквартальные отчеты к< мерческих банков с информацией о платежеспособжх ликвидности банка, открытой валютной позиции и неп< шейных просроченных кредитах, а также концентрации] дитных рисков, страновых рисках.
В Великобритании внешние аудиторы могут, а в Ни ландах и Франции обязаны незамедлительно инфорьд вать центральный банк о неплатежеспособности и нелию ности банка или о случаях их отказа заверять отчет бс Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с bi ними аудиторами, которые несут персональную ответст ность в случае нанесения их действиями ущерба комме скому банку.
Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов'! проведения. Как правило, функции надзора выполня подразделениями центрального банка или министерств» нансов или независимым ведомством, подотчетным на менту или президенту, например Корпорацией страхов банковских вкладов, как в США.
Деятельность надзорных органов рсгламептируется-fi стемой законов и других правовых актов, отражающих < бенности исторического и экономического развития л дарства.
Система надзора в США. В США сложилась развод, ленная система надзора на федеральном уровне и на уров| отдельных штатов. Деятельность национальных баиЛ контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя дрУ ми федеральными органами — Службой контролера дея» ного обращения (относящейся к министерству финансов Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКС;
Контроль за банками штатов — членами ФРС, депоЭй которых застрахованы в ФКСД, осуществляется рганизация банковского надзора гтвукмдими органами банковского надзора, созданными при поавительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того, их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД.
Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в ФКСД, контролируются двумя структурами — банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД, находятся под контролем властей штатов.
Надзорные органы в США — Служба контролера денежного обращения (на федеральном уровне) и Отдел уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) — решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих новых банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытие отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала.
В компетенцию надзорных органов США также входят:
ликвидация закрываемых банков;
разработка инструкций, правил, указаний и регламентации, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов;
периодические комплексные проверки состояния, операции и политики подведомственных банков;
принятие мер по исправлению сложившегося положения;
консультирование руководства банков;
обобщение отчетов и статистической информации банков.
В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не толь-к0 на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть ои деятельности сводится к обеспечению потребителей • ом ^сле банковских клиентов) адекватной информаци-^и. осуществлению контроля за соблюдением прав клиен- низация банковского надзора
Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования^ ятельности депозитных учреждений в США являются:
контроль и регулирование деятельности зарегистрд ванных штатами банков — членов ФРС, банковских ход; говых компаний;
контроль и регулирование деятельности на территс США зарубежных банковских учреждений;
регулирование структуры банковского капитала в ветствии с Законом о банковских холдинговых компа и поправками к нему, Законом о слиянии банков и Закс об изменении контроля за банковской деятельностью, I ответствии с этими законами Совет управляющих ФРС) нимает решения о слиянии и поглощении банков;
регулирование зарубежной деятельности всех амервд ских коммерческих банковских учреждений — членов ФРС
В отличие от США в странах Западной Европы отаде ется более четкая централизованная структура органов б ковского надзора.
Система банковского надзора в Великобритании
недавнего времени контроль за банками, который тради онно является одним из основных направлений деятель сти Банка Англии, носил скрытый и неформальный хатер и до 1979 г. осуществлялся на основе общего Закона! акционерных компаниях.
Банковский кризис 1973 — 1974 гг. способствовал О циальному законодательному оформлению банковского ] зора в 1979 г. Было введено обязательное лицензирова» коммерческих банков, учрежден общенациональный ф< страхования депозитов и подтвержден статус Банка АнгЛ как органа надзора. Кроме того, банковский закон 1979| установил правила предоставления крупных ссуд, поря банковских слияний, аудиторских проверок и т.д.
Для банковского надзора, применяемого в Великобр* нии, характерен контроль за деятельностью каждого ба На основе проведенного контроля для каждого банка рг Организация банковского надзора бятываются мероприятия, учитывающие конкретные ycJ вия его деятельности и по возможности согласуемые с { ководством банка. Эти меры должны обеспечить для бан необходимый минимум оперативной безопасности в otf шении капитала, резервных средств, ликвидности, систол менеджмента и бухгалтерской отчетности. Надзор со стор ны Банка Англии за деятельностью коммерческих банк осуществляется посредством сбора статистической инфс мации, отчетов бухгалтеров, посещений банков и регуля ных официальных собеседований с их руководством. Встр чи с руководством банка — одна из главных особенност< надзора в Великобритании.
Кроме того, Банк Англии практикует проведение трс сторонних совещаний, в которых помимо названных долпостных лиц участвуют также ответственные за финанс' вый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Лнгли В их функции входят проверка работы систем учета и коп роля банка и периодический отчет о его финансовом cocti янии, подтверждение выполнения банками указаний Бант Англии, а также информирование последнего о достоверно! ти и полноте представляемой ему статистической отчетно! ти. По Закону о банках эти лица имеют право в случае neof ходимости извещать руководство Банка Англии о результ. тах проверки, если они вызывают сомнения.
Следует отметить, что до 1982 г. в Банке Англии провед( ние инспекций не практиковалось, поскольку в Банке oi сутствовал собственный штат инспекторов для проверок н местах. В настоящее время Банк Англии использует для эти Целей группу специалистов, включающую 3 банковских слу жащих и •сэ бухгалтеров, не являющихся сотрудниками Бан ка Англии, но работающих под руководством его постоян
го штатного менеджера. Данная группа инспекторов не Р одически проверяет все аспекты деятельности коммерче х оанков, включая их операции, системы учета и конт
ля, качество кредитного портфеля, степень компетентное
Управляющих, деловую стратегию
- 1.Эволюция возникновения и развития цб
- 2.Объективная необходимость цб в современном обществе.
- 6.Экономические основы деятельности цб
- 4.Место цб в экономике страны, его задачи и функции
- 5.Цб как главный институт регулирования потребности общества в деньгах ( - )
- 7.Способы образования и виды цб
- 8.История становления и развития Банка России
- 9.Роль цб в достижении макроэкономической стабилизации страны.
- 10.Место Банка России в банковской системе страны
- 11.Правовое регулирование деятельности цб
- 12.Взаимодействие цб с органами законодательной и исполнительной власти
- 13.Взаимодействие цб с другими звеньями кредитной системы
- 14.Развитие правового статуса и функций Банка России
- 15.Независимость цб
- 16.Общая характеристика федзакона « о цб»
- 17.Проблема соотношения меры независимости цб и контроля за ним со стороны общества
- 18.Какую клиентуру обслуживает цб России?
- 19.Факторы, определяющие организационное построение цб
- 20.Общая характеристика организационного построения цбрф
- 22.Национальный банковский совет Банка России: состав, функции
- 24.Совет директоров Банка России: задачи и функции
- 23.Общественные органы управления цб в развитых странах
- 25.Подразделения Банка России: правовой статус, задачи, функции
- Глава 3 регулирует порядок финансирования внутрихозяйственной деятельности, учет, отчетность , внутренний аудит.
- 27.Основы реорганизации расчетной сети Банка России
- 28.Роль учета и отчетности цб для организации и управления его деятельностью
- 32.Объективная необходимость денежно-кредитной политики государства
- 33.Сущность и содержание дкп государства и роль цб в ее проведении
- 34.Задачи дкп цб
- 35.Место дкп цб в эконом политике государства и ее значение
- 36.Факторы, определяющие содержание дкп
- 37.Основные элементы дкп
- 39.Основные типы дкп и факторы, ее определяющие
- 40.Особенности дкп в России
- 41.Классификация инструментов дк регулирования Банком России
- 42.Перечислите прямые и косвенные методы, инструменты дкп
- 44.Объекты и принципы дк регулирования Банком Росси
- 47.Общая характеристика Основных направлений единой гос дкп на год ( - )
- 48.Основных направлений единой гос дкп на 1999 год ( - )
- 50.Программа реструктуризации банковской системы рф и ее роль в повышении эффективности дкп ( - )
- 51.Эмитетнты и обеспечение денег
- 52.Создание и изъятие денег банковской системой ( п. 53-54)
- 53.Охарак-ть порядок создания и изъятия денег цб на основе формирования его баланса
- 54.Создание и изъятие денег кб
- 56.Есть какие-либо нормы обеспечения обязательств цб золотом и драгметаллами?
- 65.Прогнозное планирование эмиссионного результата в России
- 66.Организация текущих эмиссионно-кассовых операций территориальными учреждениями учреждениями Банка России
- 68.Правовая база организации денежного обращения в России
- 67.Операции Банка России по созданию резфондов Банка России
- 69.Организуются ли в кб резфонды налички? Почему?
- 71.Порядок установления лимита оборотной кассы учреждения Банка России
- 72.Организация экономической работы по денежному обращению в терр. Учреждениях Банка России
- 74.Роль цб в организации безналичных расчетов
- 75.Правовое регулирование безналичных расчетов
- 76.Состав, структура, особенности проведения безналичных расчетов в России и их влияние на эффективность дк регулирования в России
- 77.Принципы организации межбанковских расчетов
- 78.Способы проведения межбанковских расчетов и их сравнительная характеристика
- 79.Сроки проведения межбанковских расчетов в России
- 80.Стратегия развития платежной системы России, утверждаемая Банком России
- 82.Основные направления развития межбанковских расчетов в России
- 81.Электронные системы расчетов Банка России
- 83.Контроль Банка России за соблюдением правил и сроков исполнения межбанковских платежей
- 84.Роль цб в поддержании ликвидности банковской системы с целью завершения межбанковских расчетов
- 85.Роль Банка России в развитии межбанковского клиринга
- 87.Необходимость банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций
- 89.Задачи регулирования и надзора
- 90.Основные направления банковского регулирования со стороны цб.
- 91. Базельские принципы
- 92.Особенности бриНа в развитых странах.
- 93.Организация бриНа в России
- 94.Правовое регулирование регистрации и лицензирования ко в рф.
- 95.Основы регистрации цб рф деятельности ко.
- 96.Основы лицензирования цб рф деятельности ко.
- 97.Виды деятельности ко, подвергаемые регистрации и лицензированию.
- 98.Роль территориальных учреждений учреждений цб в регистрации и лицензировании ко.
- 99.Регулирование деятельности ко посредством экономических нормативов.
- 100.Основные направления банк. Надзора в рф.
- 102.Система банковского надзора на основе отчетности.
- 103.Критерии финансового состояния ко в рф и их определение
- 104.Инспекционные проверки цб и их периодичность.
- 105.Пути совершенствования банковского надзора со стороны цб. ( - )
- 106.Правовое регулирование мер воздействия цб к ко за нарушение пруденциальных норм.
- 107.Предупредительные меры воздействия к ко.
- 108.Принудительные меры воздействия цб.
- 109.Меры цб, применяемые в порядке надзора, согласно Закону о цб рф.
- 110.Основания для отзыва лицензии (по закону).
- 111.Фз "о несост. И банкротстве ко" 25.02.99 и роль цб в его соблюдении
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Финансовое оздоровление кредитной организации
- Глава III. Временная администрация
- Глава IV. Реорганизация кредитной организации
- 112.Меры предупреждения банкротства Ко.
- 113.Органихация цб временных администраций с целью оздоровления.
- 114.Роль цб в организации Аудита.
- Глава XV. Аудит Банка России (о цб).
- 115.Необходимость и сущность рефинансирования ко.
- 116.Принципы и задачи рефинансирования.
- 118.Правовое регулирование рефинансирования Ко.
- 119.Характеристика ломбардных кредитов.
- 120.Характеристика внутридневных и овернайт (однодневных) кредитов.
- 127.Роль цб в кассовом исполнении бюджета
- 128.Сущность ... Взаимосвязь с дкп
- 129.Цели, Задачи, объекты и методы вал рег и контроля со стороны цб
- 130.Участие цб в регулировании валютных курсов
- 131.Режимы валютных курсов и роль цб в их поддержании
- 143.Основные направления валютного контроля в России
- 144.Междунар по цб