logo
Lection 11

11.2. Субъекты факторинга.

В факторинге принимают участие три стороны:

- непосредственно клиент (первоначальный кредитор),

- покупатель или потребитель,

- компания, специализирующаяся на оказании факторинговых услуг, или фактор (банк).

Фактор. Обычно фактором могут выступать либо специализированные финансовые организации, либо банк.

Существует пять групп факторов:

- дочки частных специализированных финансовых организаций или банков,

- дочки государственных банков,

- аффилированные факторинговые банки, учредители которых входят в когорту крупных страховых компаний или банков,

- банки крупных транснациональных международных корпораций,

- специализированные факторинговые организации и банки, находящиеся в собственности у крупных профсоюзов.

Клиент. В основной своей массе факторинг направлен на малый и средний торговый бизнес, он помогает компаниям увеличить свои обороты за счет покрытия кассового разрыва.

По большему счету, для фактора не имеет значения отрасль деятельности клиента, хотя в некоторых областях факторинг не может работать; это, к примеру, могут быть следующие направленности бизнеса:

- определенные виды строительства,

- торговля на основании встречных поставок,

- частичные сезонные торговые сделки,

- торговые мероприятия при участии комиссионеров.

На стадии анализа и проработки договора факторинга фактор проводит тщательный мониторинг дебиторов клиента на предмет кредитоспособности, четкости административной работы и историю рабочих отношений с клиентом. После проведения всех процедур по анализу и мониторингу фактор может консультировать своего клиента по поводу надежности работы с тем или иным его покупателем.

Факторинг выгоден и поставщику (клиенту), и покупателю, и фактору. С его помощью поставщик (клиент) может следующее:

- увеличить объем продаж, число покупателей и конкурентоспособность, предоставив покупателям льготные условия оплаты товара (отсрочку) под надежную гарантию;

- закупить товары у своих поставщиков по более низким ценам из-за отказа отсрочки платежа с их стороны;

- сосредоточиться непосредственно на производстве продукции;

- получить более гибкое и оптимальное, нежели традиционный банковский кредит, финансирование растущих продаж в случае недостатка собственных оборотных средств;

- избежать риска неплатежей.

Покупатель может:

- получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);

- избежать риска получения некачественного товара;

- увеличить объем закупок;

- улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.

Фактор приобретает:

- проценты по кредиту;

- комиссионное вознаграждение;

- возможность привлекать для обслуживания дистрибьюторов и производителей, тем самым, привлекая новый капитал.

Рис. 11.2. Выгоды участников факторингового соглашения