logo
Lection 11

11.1. Понятие факторинга и схема его организации

В настоящее время многие предприятия сталкиваются с такими проблемами как высокая дебиторская задолженность; растущие риски кредитования; недостаточная капиталовооруженность предприятий; рост неплатежей. Справиться с этими трудностями можно, применив такие инструменты повышения эффективности деятельности предприятий как факторинг и форфейтинг.

Факторинг - приобретение права на взыскание долгов, на перепродажу товаров и услуг с последующим получением платежей по ним. При этом речь идет, как правило, о краткосрочных требованиях. Другими словами, факторинг является разновидностью посреднической деятельности, при которой фирма-посредник (факторинговая компания) за определенную плату получает от предприятия право взыскивать и зачислять на его счет причитающиеся ему от покупателей суммы денег (право инкассировать дебиторскую задолженность). Одновременно с этим посредник кредитует оборотный капитал клиента и принимает на себя обязательства по снижению финансовых рисков клиента.

В схематическом виде организация факторинга представлена на рис. 11.1.

2 3 6 4 5

1

Рис. 11.1. Схема организации факторинга

Условные обозначения:

1 – поставка товара на условиях уступки денежного требования;

2 – фактор-фирма приобретает право требования долга, принимает на себя риски поставщика;

3 – кредитование продавца в форме оплаты за продукцию;

4 – предъявление денежного требования клиента;

5 – оплата требований;

6 – выплата остатка средств.

В Российском законодательстве под факторингом понимают договор финансирования под уступку денежного требования (Д.ф.п.у.д.т.). Договор, по которому одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Факторинговые операции возникли на основе коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Факторинг является сравнительно новой эффективной системой улучшения ликвидности и уменьшения финансового риска при организации платежей.