logo
Социальные Инвестиции часть 2

Формы осуществления и документирования политики корпоративной социальной ответственности в компаниях.

Различные компании по-разному подходят к осуществлению и документированию политики корпоративной социальной ответственности. Подходы компаний зависят и от их размера, и сектора бизнеса, и сложившихся традиций, а также взглядов собственников или ключевых акционеров. Некоторые компании, например, фокусируются только на одном компоненте КСО, например, экологической политике или на социальных программах для местного сообщества. Другие же стремятся включить философию социальной ответственности во всю деятельность корпорации. Последнее утверждение верно для подавляющего большинства крупных западных компаний, таких, например, как British Petroleum или фармацевтическая компания Novo Nordisk.

Миссия компании, ее ценности и стратегия. Если концепция социальной ответственности воспринимается как интегральная составляющая общей бизнес-философии и практики компании, ее описание, принципы политики КСО обычно включаются в документы, представляющие миссию компании, ее ценности, в стратегический план.

Корпоративная этика. Политика КСО взаимосвязана с корпоративной этикой. Социально ответственная компания приветствует инновации и независимость мышления. Такая компания не может позволить, чтобы то, как компания работает, на практике расходилось с корпоративным этическим кодексом или другими опубликованными стандартами.

Корпоративное управление. Многие социально ответственные корпорации создают внутри компании комитеты по этике или по социальной ответственности, задача которых участвовать в подготовке стратегических планов компании в части, касающейся социальной ответственности, оценивать с точки зрения КСО текущую практику работы, давать советы и рекомендации менеджменту по соблюдению принципов социальной ответственности. В компаниях, где нет таких комитетов, эта ответственность лежит на советах директоров. Кроме того, большинство социально ответственных компаний включают вопросы социальной ответственности в ключевые внутренние документы, такие как условия трудовых контрактов, правила распорядка для персонала, правила, регулирующие деятельность советов директоров, и др.

Политика в отношении работников. Политика в отношении работников занимает

большое место в общей политике социальной ответственности. Социальная ответственность перед персоналом определяет содержание таких документов, как описание обязанностей, трудовые контракты, влияет на систему оценки качества работы сотрудников, продвижение по службе, политику в отношении премий и повышения оплаты труда. Кроме того, социально ответственная компания вкладывает ресурсы в информирование работников о принципах социальной ответственности, включает эти вопросы в программу внутреннего тренинга.

Реализация политики социальной ответственности на уровне менеджмента. В разных компаниях существуют различные подходы к тому, кто несет персональную ответственность за соблюдение компанией политики корпоративной социальной ответственности. В одних компаниях эта ответственность лежит напрямую на советах директоров, в других - на генеральном директоре. Крупные компании, как уже упомянуто выше, создают комитеты из числа высшего и среднего менеджмента, а также назначают специальных сотрудников, отвечающих за те или иные вопросы социальной ответственности.

Отчетность. В последние 15 лет тысячи компаний пришли к пониманию ценности регулярной независимой оценки их социальной ответственности. Появилось даже понятие «социальный аудит» и компании, его осуществляющие. Регулярный социальный аудит проходит, например, компания British Petroleum, к этому стремятся другие нефтяные компании, чья деятельность вызывает пристальное внимание как в связи с отношениями с обществом, так и в части экологической политики. Другие корпорации регулярно (многие ежегодно) публикуют отчеты о социальной ответственности.

Качественный социальный отчет (отчет о воплощении политики корпоративной социальной ответственности), как правило, включает:

  • Обращение генерального директора или президента компании;

  • Данные об экономической политике компании и взаимоотношениях с партнерами и потребителями, о затраченных ресурсах и результатах социальных благотворительных программ компании, о мероприятиях по экологической безопасности и охране окружающей среды;

  • «Хорошие и плохие новости» – изменения по сравнению с предыдущим годом;

  • перечень задач на будущее;

  • обратную связь от акционеров, партнеров, сотрудников, потребителей, получателей благотворительной помощи.

Если компания прошла социальный аудит, отчет независимых аудиторов также

включается в социальный отчет.

Использование влияния. Многие, особенно крупные, компании понимают, что они не только сами соблюдают принципы социальной ответственности в своей деятельности, но могут побуждать к этому другие корпорации, работающие в том же секторе бизнеса или в том же регионе. Активная позиция компании, ее позитивное влияние на других – это тоже часть правильной политики корпоративной социальной ответственности.