1.3 Цели проведения ipo
Российские компании впервые вышли на рынок IPO (Initial Public Offerings) 15 лет назад. Однако в экономической литературе до сих пор практически не исследованными остаются цели, которые ставят отечественные эмитенты при проведении первоначального публичного предложения своих акций.
Единственный документ, предусмотренный российским законодательством, в котором должна содержаться информация о целях эмиссии и направлениях использования средств, полученных в результате размещения эмиссионных ценных бумаг, – это проспект ценных бумаг (заметим, что российское законодательство не требует от эмитентов раскрытия информации о причинах проведения IPO). Порядок регистрации данных проспектов регламентируется Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н (далее – Стандарты эмиссии).
При IPO, как его определяет российское законодательство, акции могут размещаться только через открытую подписку. Следовательно, согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и п. 2.1.3 Стандартов эмиссии, государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) акций, размещенных в ходе IPO, должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг[10, с. 95].
Однако за рубежом, в отличие от российского законодательства, IPO понимается шире: это еще и первичное публичное обращение ценных бумаг на вторичном рынке (secondary market). Предлагая инвесторам в рамках IPO старые акции, эмитент сначала должен зарегистрировать проспект ценных бумаг, если этого не было сделано ранее. Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 09.10.2007 №07-102/пз-н (п.4.4), устанавливает обязательность регистрации проспекта ценных бумаг для допуска акций к торгам у организатора торговли.
В соответствии с Положением о раскрытии информации (прил.8, п.Б, пп.3.4) в проспекте ценных бумаг должны указываться цели эмиссии и направления использования средств, полученных в результате сделки (взаимосвязанных сделок) или иной операции (приобретение активов, необходимых для производства определенной продукции, товаров, работ или услуг; приобретение долей участия в уставном капитале иной организации; уменьшение или погашение кредиторской задолженности или иных обязательств эмитента) отдельно указываются:
описание сделки или иной операции, в целях которой осуществляется эмиссия ценных бумаг, а при сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, также сведения об одобрении ее уполномоченным органом управления эмитента;
цели, на которые предполагается использовать средства, полученные от размещения ценных бумаг;
предполагаемая цена (стоимость) сделки (взаимосвязанных сделок) или иной операции;
окупаемость производимых затрат на основе прогнозируемых финансовых потоков на весь период обращения ценных бумаг.
Практически такую же информацию, за исключением последнего пункта, требует раскрывать Инструкция ЦБ РФ от 10.03.2006 №128-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (прил. 5 п. Б, пп. 3.4).
Отметим, что в соответствии с п. 2.4.10 и 2.4.13 Стандартов эмиссии регистрирующий орган несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг, но не за их достоверность.
Статьей 23 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» при регистрации проспекта эмитенту вменено в обязанность обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, любым заинтересованным в этом лицам независимо от их целей. Если подписка открытая, эмитент обязан также опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, указав при этом порядок доступа любых заинтересованных лиц к содержащейся в проспекте информации. Эта информация публикуется в печатном органе СМИ, имеющем тираж не менее 10 тыс. экземпляров.
В Положении о раскрытии информации (п. 1.6) предусмотрено, что при опубликовании информации в Интернете эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к ней, а также сообщить по требованию заинтересованных лиц адреса веб-страниц, на которых опубликована информация. Также указывается (п. 2.4.4) обязанность эмитента опубликовать текст зарегистрированного проспекта на веб-странице в Интернете не позднее 2 дней с даты опубликования информации о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) или получения письменного уведомления об этом посредством почтовой, факсимильной, электронной связи[9 ,С. 85].
Текст зарегистрированного проспекта ценных бумаг должен быть доступен в Интернете до истечения не менее 6 месяцев с даты опубликования в Сети либо зарегистрированного отчета, либо уведомления об итогах выпуска дополнительного выпуска) ценных бумаг. Это положение (а зачастую и большие размеры файлов, размещенных в Интернете и содержащих проспекты ценных бумаг) в немалой степени затрудняет доступ к этим эмиссионным документам.