5. Финансовые посредники и их роль в концентрации денежного капитала и его рациональном использовании.
Представление о том, что финансовые рынки позволяют распределению осуществляться эффективно без посредников, и что посредники не играют никакой роли, явно противоречит тому, что происходило и происходит на практике во всех экономических системах, может только за исключением развивающихся экономических систем и то на очень ранней стадии их развития. Однако даже в странах с развивающейся экономикой, развитие посредников имеет тенденцию быть непосредственно связанным с развитием финансовых рынков1.
С середины 70-х годов ХХ в. активизировались теоретические поиски ответов на вопросы: почему существуют финансовые посредники и в чем заключается специфика их деятельности? Эволюция микроэкономического анализа фирмы открыла перспективы для формирования свода теоретических положений финансового посредничества. Два основных направления, которые повлияли на микроэкономику в последние двадцать лет - это теория трансакционных издержек и теория агентских отношений. Оба подхода дают представление о фирме и формах ее организации, но теория трансакционных издержек акцентирует внимание на сделке, а теория агентских отношений больше внимания уделяет конфликтам интересов и способу их разрешения с помощью методов стимулирования.
Трансакционный подход связан с изучением явления трансакционных издержек в экономике и его воздействия на организацию и проведение экономической и финансовой деятельности. В реальной экономике чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить немало усилий. Поэтому совершение сделок может требовать значительных затрат и сопровождаться серьезными потерями. Эти издержки получили название "трансакционных". Трансакционные издержки представляют собой издержки, возникающие при использовании рынка для покупки и продажи товаров и услуг. Они включают в себя издержки, связанные с получением информации о ценах и качестве товаров, поиском потенциальных контрагентов по сделкам, заключением контрактов и контролем за их соблюдением, юридической защитой контрактов и др.
Данное понятие было введено Р. Коузом в процессе анализа происхождения и существования фирмы. Трансакционные издержки определялись Р.Коузом как издержки пользования рыночным механизмом. Экономическая категория "трансакция" происходит от латинского слова "transactio", означающее взаимодействие. Трансакционные издержки оказывают большое влияние на эффективность размещения ресурсов и экономическое развитие. "Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку и на каких условиях, провести предварительные договоры, подготовить контракт, собрать сведенья, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются …".2Цель теории Коуза заключается в том, чтобы доказать от противного определяющее значение трансакционных издержек. Если эти издержки положительны, то институциональная система начинает оказывать влияние на эффективность функционирования экономики. А в реальном мире трансакционные издержки всегда больше нуля. "Теория трансакционных издержек является частью неоинституциональной исследовательской традиции, и в основном применима к изучению экономической организации любого вида"3.
Считается, что трансакционные издержки выступают в качестве своеобразной меры несовершенства экономики.4Исходя из этого, многие экономисты трактуют трансакционные издержки как "издержки, связанные с созданием, изменением, закреплением и использованием институтов экономическими субъектами"5. Кеннет Эрроу определил трансакционные издержки как "затраты на управление экономической системой"6. Их необходимо отличать от производственных издержек, составляющих суть расходного компонента хозяйственной деятельности в неокласической теории. Д.Норт определял трансакционные издержки в экономике как "издержки измерения, т.е. оценки полезных свойств объекта обмена, и принуждения к выполнению соглашения"7.
Наиболее радикальное определение трансакционных издержек принадлежит, С.Чену: "В самом широком смысле слова "трансакционные издержки" состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо" 8. Поскольку процесс производства и от Робинзона Крузо требует известных затрат, то, значит, в экономике с двумя и более участниками трансакционными издержками следует считать все затраты сверх и помимо собственно издержек производства.9
В отечественной литературе также присутствует определения трансакции и трансакционных издержек. Трансакция - деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности, принятых в обществе, которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации к непредвиденным последствиям.10Трансакционные издержки - это ценность ресурсов (денег, времени, труда и т.п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечения контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.11А.Шаститко12и А.Олейник13дают определение трансакционным издержкам в рамках неоинституционализма. С.Малахов14пытается ввести понятие трансакционных издержек в неоклассическую теорию, а Капелюшников Р.И. рассматривает их с точки зрения экономической теории прав собственности15. В.Кокорев в 1996 году в своей статье "Институциональные преобразования в современной экономике России: анализ динамики трансакционных издержек" провел анализ динамики трансакционных издержек в трансфомационном и трансакционном секторах экономики России за 1991- 1993 гг. Автором работы была применена методология Д.С.Норта и Дж.Д.Уоллиса измерения трансакционных издержек в макроэкономике.
Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало: "Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности"16.
Институциональная теория рассматривает вопрос, касающийся взаимосвязи трансакционных издержек и издержек институтов и организаций. Как отмечал О. Уильямсон, "экономическая теория трансакционных издержек прежде всего изучает возможность достижения экономии посредством закрепления сделок за определенными властными структурами".17Особое место в его теории занимает понятие специфики активов, имеющее пять форм - по месторасположению, по физическому носителю, по человеческому капиталу, в форме дискретных инвестиций и форме торговой марки.18
Для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда - многообразие видов трансакционных издержек. Нужно отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Дж.Стиглер19выделил среди них "информационные издержки", О. Уильямсон20- "издержки оппортунистического поведения", М.Дженсен и У.Меклинг21- "издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения", Й.Барцель22-- "издержки измерения", П.Милгром и Дж.Робертс23- "издержки влияния". Р.Коуз24включил в их состав "издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта". Дж.Джоунс и С.Хилл25определяют трансакционные издержки как затраты на переговоры, мониторинг и проведение сделки, которые позволяют сторонам придти к соглашению. Автор одного из самых известных учебников по микроэкономике У.Николсон рассматривает эксплицитные трансакционные издержки в форме платы за услуги посредников и имплицитные трансакционные издержки в форме издержек поиска и сбора информации26. Существует и понимание трансакционных издержек как психологических издержек принятия решения и заключения самой сделки27.
Особое место в развитии представлений об трансакционных издержках занимают взгляды Эггертсона, который рассматривает трансакционные издержки как ресурсы, затрачиваемые компанией на: поиск информации; ведение переговоров; составление контракта; мониторинг; принуждение к исполнению контракта; защиту от третьих лиц. Первые три вида издержек Эггертссон классифицировал как издержки на стадии, предшествующей заключению контракта (ex ante), а последующие три - как издержки экономических агентов в процессе реализации контракта (ex post).28
К трансакционным издержкам ex ante относят: (1) издержки поиска информации о потенциальных покупателях и продавцах, о сложившейся ситуации на рынке и т.д.; (2) издержки измерения качества товаров и услуг; (3) издержки ведения переговоров и заключения контрактов и т.п. Трансакционные издержки ex post включают: (4) издержки мониторинга и предупреждения оппортунистического поведения; (5) издержки спецификации и защиты прав собственности; (6) издержки защиты от третьих лиц и т.д.29Мы не согласны с мнением, что множественость видов трансакционных издержек обусловлена множественностью подходов к их изучению.30Значительная часть трансакционных издержек неосязаема, невидима, поэтому она остается невидимой для неоклассического анализа.31Таким образом трансакционные издержки оказываются категорией, не имеющей однозначной интерпретации, что создает трудности для ее использования в практике корпоративного управления. Трудности измерения данного вида издержек является одним из препятствий для применения трансакционной теории в конкретном экономическом анализе.
В настоящее время существует очень много "школ трансакционных издержек", которые слишком вольно обращаются с единым термином. В результате очень многие экономисты все недостатки рынка называют "трансакционными издержками".32
Нередко вместе с трансакционными упоминают трансформационные издержки Согласно подходу Норта и Уолса, трансакционные издержки - это издержки, которые ассоциируются с совершением обмена. Когда мы говорим о трансакционных издержках, мы подразумеваем стоимость вложений, использованных на осуществление трансакционной функции.33В то время, как трансформационные издержки - это издержки, которые ассоциируются с трансформацией ресурсов в продукт, издержки, связанные с превращением затрат в готовую продукцию, издержки по осуществлению трансформационной функции. Трансформационные и трансакционные издержки признаются производственными. Их функции требуют реальных затрат: "Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского таланта, которые используются в процессе рыночного объема"34
Мы полностью согласны с мнением, что, если трансформационные издержки почти всегда можно точно измерить, то трансакционные издержки, по общему признанию, не поддаются прямому измерению.35А мнение о том, что в определенных пределах эти две категории взаимозаменяемы36, мы считаем ошибочным. Так, у финансовых посредников трансакционные издержки возникают и тогда, когда они выступает в качестве посредника и передают денежные средства от кредиторов к заемщикам, и при выпуске ценных бумаг, осуществлении лизинговых услуг. В то же время трансформацию денежных средств они осуществляют только во втором случае.
Банковская деятельность относится как раз к так называемому трансакционному сектору. "Согласно подходу Уоллиса-Норта... трансакционный сектор составляют все отрасли, обслуживающие процесс перераспределения ресурсов и продукции, то есть имеющие трансакционное назначение: оптовая и розничная торговля, связь, финансовые и банковские услуги, страхование и т.п. 37.
В 1976 г. вышла статья которая была посвящена изучению связи между функциями финансового посредничества в экономике и существованием трансакционных издержек.38В ней авторы четко обозначили свою позицию относительно причин существования феномена финансового посредничества, его разумного обоснования (raison d’ ê tre - франц.). Оно заключается в наличии вызванных несовершенствами рынка (market imperfections) рыночных трений (frictions) в виде информационных и трансакционных издержек. Дж. Бенстон и К. Смит подробно и аргументированно доказывают положение о том, что финансовые посредники появляются в рыночной экономике именно для того, чтобы удовлетворять финансовые потребности своих клиентов (сберегателей и инвесторов) с относительно низкими для них трансакционными издержками путем производства и реализации особых финансовых продуктов (specific financial commodities) и услуг.
В результате в рамках теории финансового посредничества был разработан трансакционный и информационный подход к финансовому посредничеству (transaction cost and information-based approaches). Основные причины существования финансового посредничества согласно данной теории заключается в наличии обусловленных несовершенствами рынка (market imperfections) рыночных трений (frictions) в виде информационных и трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это разница между данной ценой предложения и возможной более низкой ценой, уплачиваемая покупателем в качестве альтернативы более высоким издержкам поиска, информации, ожидания или производства.
Изучение трансакционных издержек и трансакционного сектора не только национальной, но теперь уже мировой экономики приобретает особенную теоретическую и практическую значимость в условиях глобального финансового кризиса. Современная экономическая ситуация объективно заставляет производить количественные и качественные измерения этого важнейшего сектора мировой и национальной экономики. Это обусловлено тем, что трансакционный сектор в чистой (в узкой трактовке) форме представляет собой сектор институциональных единиц, оказывающих трансакционные услуги на финансовых рынках. включает, прежде всего, участников денежно-кредитного рынка, рынка ценных бумаг и страховых услуг. Динамика трансакционных издержек в экономике может быть оценена путем сопоставления темпов роста (спада) производства в соответствующих секторах, а также долей этих секторов в ВВП.
Что касается информационного подхода в теории финансового посредничества, то он начал развиваться также в 1970-е годы под значительным влиянием работ ведущих теоретиков "информационной экономики", лауреатов Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джорджа А. Акерлофа, Майкла А. Спенса и Джозефа Е. Стиглица39. Однако впервые ученые заговорили об информационной асимметрии на потребительском рынке в конце 1960-х годов, когда Дж.Акерлоф40предположил, что на некоторых рынках качество товара известно только продавцу. Для таких товаров нельзя понять, насколько они качественны, не попробовав их. Позже была показана универсальность феномена асимметричности рыночной информации, ее присутствие на многих рынках. Асимметрия информации характеризует ситуацию, когда одни участники рынка информированы больше, чем другие.
Первыми учеными, которые применили идеи современной информационной экономической теории к теории финансового посредничества, были Хейн Е. Лилэнд и Дэвид Х. Пайл41. В основу анализа деятельности финансовых посредников и структуры их капитала Лилэнд и Пайл положили изучение ситуации неблагоприятного отбора (adverse selection)42при финансировании инвестиционных проектов. Данный отбор означает возникновение ситуации, при которой одна сторона по договору (например, кредитор или инвестор) знает о финансовом положении продавца финансовых активов (заемщика или реципиента инвестиций) или о качестве его проекта меньше, чем продавец. В результате этого возникает типичная ситуация рынка "лимонов", когда предприниматели начинают предлагать кредиторам все большее количество низкокачественных проектов, что неизбежно должно привести к деградации рынка прямого финансирования. Эта проблема может быть разрешена, по мнению автора, за счет появления неких "сигналов" от предпринимателей о качестве их проектов. Таким сигналом выступает желание предпринимателей инвестировать в проект собственные средства, что для кредиторов является убедительным свидетельством серьезности их намерений и уверенности в качестве проекта. Эти исходные положения позволили авторам раскрыть специфику деятельности финансовых посредников. Последние могли бы действовать как информационные посредники, с тем чтобы собирать и продавать точную информацию об определенных классах активов потенциальным кредиторам (инвесторам). Такая деятельность существенно расширила бы рамки финансирования и способствовала бы развитию финансового рынка, а за счет экономии от масштаба вполне могла бы быть рентабельной. Однако, как убедительно показали Лилэнд и Пайл, для надежной и рентабельной работы таких посредников необходимо, чтобы они не ограничивались информационной деятельностью, а становились полноценными финансовыми посредниками, которые используют свою специализированную информацию для самостоятельного приобретения активов. Такие посредники стремятся активно привлекать заемные средства и для того, чтобы убедить кредиторов (инвесторов) в надежности и доходности их инвестиций, подают последним "сигналы" в виде вложений в проект собственного капитала. Тем самым формирование собственного капитала посредника и высокое качество приобретаемых им активов (активов с низким риском) являются необходимыми условиями для его нормальной посреднической деятельности - поддержания высокой доли заемных средств (high degree of leverage) в структуре капитала.
Разработанный Лилэндом и Пайлом информационный подход получил дальнейшее развитие в работе Тима С. Кемпбелла и Вильяма А. Крэкоу, посвященной анализу деятельности финансовых посредников в качестве производителей информации (information producers)43. Согласно аргументам, приведенным Кемпбеллом и Крэкоу, ни экономия трансакционных издержек, ни информационное производство, взятые отдельно, не могут дать убедительного объяснения существованию феномена финансового посредничества. По их мнению, оба подхода скорее являются взаимодополняющими, или комплементарными, объяснениями (complimentary explanations of intermediation). Посредники возникают как производители информации именно потому, что производство информации и обеспечение трансакционных, а также других посреднических услуг являются естественными комплементарными видами их активности (naturally complimentary activities). Поэтому посредники возникают там, где они рентабельно могут совместно производить информацию и другие ценные для инвесторов продукты и услуги. В качестве примера таких услуг Кемпбелл и Крэкоу называют трансакционные услуги и продажу страховых полисов. Последнее означает, что страховые компании становятся важными производителями информации и активно вовлекаются в финансирование инвестиционных процессов.
Важный вклад в развитие информационного подхода внесли работы Дугласа В. Даймонда 44. В начале 1980-х годов он разработал концепцию финансового посредничества как делегированного мониторинга, в основе которой лежит минимизация издержек производства информации (издержек на мониторинг заемщика), необходимой для решения проблемы стимулирования (incentive problem) поведения заемщика (посредника) в интересах кредитора. Эта концепция объясняет деятельность кредиторов и заемщиков в ситуации морального риска (moral hazard) и хорошо дополняет рассмотренный ранее подход Лилэнда и Пайла, связанный с анализом негативного отбора.
Даймонд рассмотрел деятельность финансовых посредников в качестве агентов многих инвесторов (вкладчиков), которые передают посредникам свои средства для кредитования предпринимателей и делегируют им полномочия по дорогостоящему мониторингу кредитных контрактов. Такая деятельность посредников по делегированному мониторингу имеет существенные преимущества для кредиторов, поскольку в противном случае они были бы вынуждены дублировать свои усилия и затраты на мониторинг или же столкнуться с проблемой "безбилетника" (free-rider problem), когда каждый кредитор стремится сэкономить ресурсы и переложить ответственность за контроль на другого. Последнее ведет к тому, что ни один из кредиторов не будет заниматься мониторингом. Поэтому кредиторам выгодно обратиться к помощи посредников, которые достигают значительного преимущества в издержках на мониторинг по сравнению с прямым финансированием. Однако деятельность посредника по мониторингу и кредитованию также порождает проблему стимулирования, но уже касающуюся надежной деятельности самого посредника. Данная проблема является типичной агентской проблемой (agent problem), связанной с ситуацией морального риска. Эта ситуация означает невозможность для вкладчика наблюдения реальных усилий агента по мониторингу и доступа к получаемой им информации, а главное - наличие угрозы скрытого действия агента-посредника по искусственному занижению выплат от проектов, получаемых вкладчиками. Агентская проблема означает необходимость "мониторинга монитора" и вызывает появление у вкладчиков-принципалов особых агентских издержек, или, точнее, - издержек делегирования (delegation costs).
Вместе с тем, согласно концепции Даймонда, деятельность посредников может быть построена так, чтобы решительно сократить издержки делегирования и достичь чистого преимущества по издержкам (net cost advantage) для их вкладчиков. Решающую роль в этом играют долговые контракты (debts contracts) посредников и диверсификация их портфелей. Суть состоит в том, что выпуск финансовыми посредниками долговых (депозитных) контрактов с фиксированной ставкой процента не требует мониторинга со стороны многочисленных кредиторов (вкладчиков). Это связано с банковской практикой широкой диверсификации кредитного портфеля. Действительно, в случае диверсификации вероятность получения банком платежей по выданным кредитам в объеме, достаточном для погашения его фиксированных долговых обязательств перед вкладчиками, значительно увеличивается и, соответственно, возрастает надежность таких вкладов. Поэтому диверсификация является именно такой финансовой технологией (financial technology), которая позволяет отказаться от дорогостоящего мониторинга депозитных контрактов в ситуации, когда мониторинг кредитных контрактов остается необходимым условием деятельности банков. В итоге "долговые контракты, мониторинг и диверсификация являются ключевыми моментами для понимания связи между финансовым посредничеством и делегированным мониторингом"45.
Интересную интерпретацию информационного подхода предложили в 1985 г. американские ученые Джон Х. Бойд и Эдвард К. Прескотт (John H. Boyd, Edward C. Prescott)46. Вслед за Даймондом они разработали модель финансового посредника, который взаимодействует с множеством заемщиков и вкладчиков. Главным отличием этой модели является то, что посредник сталкивается с информационной асимметрией до заключения контракта (ситуация негативного отбора) и, одновременно, с необходимостью производства дополнительной информации (проведение оценки инвестиционных проектов) после его заключения. Эффективное использование обоих "источников" информации, по мнению Бойда и Прескотта, делает необходимым образование определенной посреднической коалиции (intermediary-coalition).
Коалиция представляет собой объединение агентов, которые совместно оценивают проекты фирм, не являющихся членами коалиции, инвестируют средства в те из них, которые получают хорошую оценку, и делят между собой получаемые от этого доходы. Членами коалиции становятся экономические единицы, которые не имеют собственных хороших проектов. К последним относятся и вкладчики коалиции. Более того, вкладчики сами могут создавать коалиции и нанимать агентов для осуществления оценки проектов. Коалиции затрачивают средства для оценки качества проектов и отбирают для инвестирования собственных и заемных средств только хорошие инвестиционные проекты. Их владельцы также обязаны участвовать в инвестициях. Таким образом, согласно концепции Бойда и Прескотта, первоначально происходит самооценка проектов всеми экономическими единицами, а затем те из них, чьи проекты оказались плохого качества, образуют посредническую коалицию или становятся ее вкладчиками, с тем чтобы получать доход за счет инвестирования средств в хорошие проекты. Так посредством создания посреднических коалиций одновременно разрешается проблема первоначального негативного отбора проектов и осуществляется производство полезной информации о заемщиках и их проектах, отбираемых для инвестирования.
Особенностью всех рассмотренных выше теорий финансового посредничества является то, что при объяснении необходимости существования банков и других посредников делается упор на их активные операции. Такое положение не могло не вызвать определенную реакцию в среде исследователей, что привело к созданию концепций, в которых подчеркивались роль и значение пассивных операций47.
Наибольшее внимание исследователей привлекла созданная в 1983 г. модель Даймонда-Дибвига (Diamond-Dybvig model), в которой банки обеспечивают страхование ликвидности для клиентов, предлагая им бессрочные вклады. Модель описывает поведение двух категорий экономических единиц (инвесторов и предпринимателей). Первые вкладывают средства в проекты предпринимателей, которые гарантированно приносят высокий доход лишь по окончании всего инвестиционного периода. Поэтому досрочное изъятие средств может губительно сказаться на судьбе всего проекта и не позволит увеличить будущий доход инвестора. Однако инвесторы в ряде случаев могут быть вынуждены пойти на это для увеличения своего текущего потребления. В результате возникает ситуация информационной асимметрии, когда только инвестор может знать о судьбе проекта. Очевидная невыгодность такого функционирования экономики заставляет искать выход, который в модели Даймонда-Дибвига предстает в виде появления финансовых посредников. Их роль состоит в том, что они предлагают вкладчикам депозиты до востребования и финансируют из полученных средств инвестиционные проекты, т.е. трансформируют неликвидные активы в ликвидные обязательства. В этой роли посредники (банки) выступают как экономические агенты, обеспечивающие или страхующие ликвидность (liqudity insurance), что позволяет инвесторам (вкладчикам) получать средства именно тогда, когда у них возникает такая необходимость. Теперь инвесторы не "заперты" в неликвидных долгосрочных проектах, которые обеспечивают высокий доход только для тех, кто сможет отложить свое потребление до конца реализации проектов. В основе спроса на ликвидность лежит ситуация, которая выступает еще одной из форм проявления феномена информационной асимметрии.
Однако обеспечение ликвидности делает банки уязвимыми в отношении возможной банковской паники и возникновения ситуации, получившей название "набеги на банки". Тем самым неликвидность банковских активов выступает в качестве разумного основания как существования банков, так и их подверженности набегам. Последняя может губительно сказаться на развитии экономики, поскольку потребует досрочной ликвидации активов банков со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для инвестиционных проектов и совокупного потребления. Ситуация банковских набегов разрешается за счет разработки банками специальных депозитных контрактов, содержащих ограничения на изъятие средств в условиях большого наплыва вкладов, деятельности государственной системы страхования вкладов и доступа банков к кредитам Резервной системы через так называемое дисконтное окно (Federal Reserve discount window).
Таким образом, на рубеже 70-80-х годов ХХ в. на базе рассмотренных теорий в рамках трансакционного и информационного подходов и трансформационной концепции возникала некая обобщенная теория, получившая в работах ведущих специалистов название традиционной теории финансового посредничества. В рамках этой теории был получен ответ на вопрос о причинах существования финансовых посредников и выявлена их экономическая роль - снижая трансакционные издержки и осуществляя мониторинг кредитных контрактов, посредники осуществляют трансформацию неликвидных активов в ликвидные обязательства. Последняя позже получила более завершенный вид "тройственной" трансформации - трансформации капитала, сроков и риска (capital, maturty and risk transformation) и в таком виде попала во многие учебники и пособия48.
Таким образом, мы видим, что финансовые посредники являются необходимыми субъектами финансового рынка, их деятельность способствует повышению эффективности функционирования различных сегментов этого рынка. Финансовые посредники – это организации, принимающие за определенный процент на хранение деньги, главным образом от населения, или собирающие их по другим поводам и предоставляющие их взаймы за более высокий процент тем юридическим и физическим лицам, которые нуждаются в инвестиционных ресурсах, а также оплачивающие страховые полисы и пенсии. В настоящее время в странах с развитой экономикой сформировались надежное законодательство, системы страхования вкладов населения, определенные традиции взаимоотношений между финансовыми посредниками и громадными контингентами вкладчиков и получателями.
Причины существования финансовых посредников заключаются в том, что: 1) трансакционные издержки при совершении сделок непосредственно между заемщиками и кредиторами слишком велики; 2) наличие информационной асимметрии, т.е. несовершенства и неполноты информации, доступной всем участникам рынка.
Эффективное исполнение задач финансовым посредником в конечном счете снижает затраты, непосредственно связанные с заключением сделок, что приводит к экономии ресурсов для всех субъектов финансовых отношений.
Значение системы финансовых посредников очень велико. Они обеспечивают стабильное финансирование важнейших общественных нужд, экономят существенные средства и тем самым ускоряют развитие производства. Они обеспечивают дополнительный доход значительной массы людей, избавляя их при этом от непосредственных рисков производства, организации нового дела и т. д. Финансовое посредничество показывает, что экономические отношения необязательно связаны с конфликтами и борьбой. Деятельность финансовых посредников ведет к получению выгоды всеми участвующими в данном процессе сторонами.
Роль финансовых посредников не ограничивается только концентрацией денежного капитала и его рациональным использованием. Они согласовывают и увязывают интересы громадного числа экономических субъектов на конкретном уровне. Финансовое посредничество превратилось в постоянный фактор развитой рыночной экономики, особенно учитывая разнообразие нынешних финансовых активов, включая ценные бумаги и валюту.
Характерная черта нынешнего финансового посредничества в том, что деньги, предоставленные взаймы или собираемые в порядке каких-либо обязательных отчислений, используются в подавляющем большинстве случаев в прибыльных операциях. Финансовые посредники своей деятельностью увеличивают объем доходов, создаваемый в обществе. В этом их принципиальное отличие от ростовщичества, которое не улучшало, а ухудшало финансовое положение заемщика.
В финансовых посредниках заинтересованы как экономические субъекты, имеющие временно свободные средства (кредиторы), так и субъекты, нуждающиеся в финансовых ресурсах (заемщики), так и все они получают определенные преимущества и выгоды.
Можно выделить следующие выгоды с позиции кредиторов:
Во-первых, посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кредитов, что ведет к снижению уровня кредитного риска (т. е. риска невозврата основной суммы долга и процентов).
Во-вторых, посредник разрабатывает систему проверки платежеспособности заемщиков и организует систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.
В-третьих, финансовые институты позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность получения наличных денег. С одной стороны, сами финансовые институты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. С другой стороны, для некоторых видов финансовых институтов государство устанавливает законодательные нормы, регулирующие ликвидность (например, для коммерческих банков законодательно обеспечивается поддержание минимальных остатков денежных средств на счетах в центральном банке и в кассе).
Заемщики, в свою очередь, также получают свои выгоды в результате реализации схемы опосредованного финансирования.
Во-первых, финансовые посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.
Во-вторых, при наличии финансового посредника ставка за кредит для заемщика при нормальных экономических условиях оказывается чаще всего ниже, чем при его отсутствии. Объясняется этот парадокс тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать более низкие ставки привлечения средств. Эти суммы ставок вместе с издержками посредника оказываются не настолько велики, чтобы возникала необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании.
В-третьих, финансовые посредники осуществляют трансформацию сроков, восполняя разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд заемщика и предпочтением ликвидности кредитора. Это становится возможным благодаря тому, что не все клиенты требуют свои деньги одновременно, а поступление средств финансовому посреднику также распределено во времени.
В-четвертых, финансовые институты удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.
- Тема 1. Финансовый рынок и его участники
- 1.Понятие финансового рынка, условия и принципы его организации.
- 2.Теория эффективного финансового рынка.
- 3. Структура финансового рынка.
- 4.Участники финансового рынка, их права и обязанности.
- 5. Финансовые посредники и их роль в концентрации денежного капитала и его рациональном использовании.
- 6. Виды профессиональной деятельности на финансовом рынке.
- 10.Инструменты финансовых рынков, их виды, сравнительная характеристика
- 11.Государственное регулирование финансового рынка.
- 12.Саморегулирующие организации на финансовом рынке.