logo
DIK_shpory_2011_2

10.Теории происхождения денег

В эк науке традиционно выделяют две осн концепции происхождения денег: рационалистическую и эволюционную. Представители рационалистической теории: Аристотель, П.Самуэльсон. Представители эволюционной теории: А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс. Рационалистическая концепция денег объясняет происхождение денег тем, что они возникли как результат опред-го рац-го соглашения между людьми (или как результат издания законодательных актов гос-м). Необходимость в таком соглашении возникает при выделении специального инструмента для обслуживания сферы тов-го обращения и повышения эф-ти его функционирования. Конкретная денежная форма возникает тогда, когда люди осознают её необходимость и организационно обеспечивают её внедрение в хоз-й оборот. Концепция была широко распространена до XVIII века. Существует и субъективно-психологический подход к объяснению происхождения денег. Американский экономист П.Самуэльсон (р. 1915 г.) определяет понятие деньги как «искусственную социальную условность». Американский экономист Дж.К.Гелбрейт (р. 1908 г.) считал, что закрепление денежных знаков за благородными металлами и другими предметами является продуктом соглашения между людьми. Эволюционная теория исходит из того, что деньги появились вследствие объективного, длительного исторического процесса развития товарного произ-ва, обмена и форм стоим-ти. Концепция является научно-достоверной для эпохи золотого стандарта и создаёт основу для понимания сущности денег. Осн положения эволюц-й концепции:1)деньги имеют товарное происхождение и явл носителем опред-х общест-х отношений, формирование кот обусловило выделение из массы обычных товаров одного - денежного; 2)как результат длительного эволюционного развития товарного произ-ва и рынка, деньги не могут быть застывшим, раз и навсегда данным явлением. Они постоянно развиваются как по сути, так и по формам существования; 3)деньги не могут быть ликвидированы или изменены соглашением людей или решением гос-ва до тех пор, пока существуют адекватные им общест-е отношения. Признание эволюц-й концепции происхождения денег не отрицает роли рацион-го фактора в их создании - прежде всего роли гос-ва. Однако эта роль не конституционная, а трансформационная и заключается в том, что гос-во не создаёт деньги как эк явление, а определяет и изменяет внешние атрибуты денег, т.е. влияет на их форму с целью лучшего применения денег для эф-го выполнения общественной роли.