2.1 Характеристика деятельности и структура управления оао «Сбербанк России»
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации. Регистрационный номер - 1481.
Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество). Сокращенное наименование банка: Сбербанк России. Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.
Услуги, предоставляемые ОАО «Сбербанк России», включают в себя:
Для юридических лиц:
1) рассчетно-кассовое обслуживание;
2) открытие и ведение корреспондентских счетов «Лоро»;
3) кредитование;
4) операции с ценными бумагами;
5) конверсионные операции;
6) банковские карты;
7) инкассация;
8) дистанционное обслуживание;
9) торговое финансирование и документарные операции;
10) операции с драгоценными металлами и др.
Обязательные нормативы, установленные инструкцией Банка России от 16.01.2004 г. № 110-И, соблюдаются.
Основными стратегическими целями и задачами ОАО «Сбербанк России» до 2014 года являются следующие.
Цель: Обеспечить рост инвестиционной привлекательности и сохранить лидерство на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Достижение стратегической цели предполагает обеспечение высокой доходности вложений акционеров и инвесторов, сохранение доли в активах банковской системы и уникальной филиальной сети.
Задачи:
1. Рост объема продаж и доходов банка за счет совершенствования системы взаимодействия с клиентами.
2. Развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж, повышение производительности труда.
3. Увеличение доступности банковских услуг.
4. Сохранение контроля над издержками за счет снижения себестоимости операций и оптимизации штатной численности сотрудников.
5. Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических процессов.
Непосредственно деятельностью ОАО «Сбербанк России» руководит Правление, которое состоит из Председателя Правления, Президента (Греф Герман Оскарович), его заместителей (вице-президентов) и членов правления банка.
Организационная структура банка формируется из различных служб и подразделений, за которыми закреплены определенные обязанности.
В рамках выполнения данного исследования была проанализирована организационная структура управления ОАО «Сбербанк России». Проведенный анализ показал, что существующая структура управления банка является линейно-функциональной по принципу своего построения. Функциональная модель исходит из необходимости выделения структурных подразделений банка соответственно предлагаемым рынку банковским продуктам и выполняемым операциям (кредитование, депозитная деятельность, расчетные и кассовые операции, валютные операции, операции с драгоценными металлами, гарантии и поручительства, трастовые и другие операции). Адекватно данным операциям в банке создаются группы, отделы, управления, организующие соответствующий вид банковской деятельности.
Функциональная модель считается классической и наиболее распространенной моделью организации банка. Данная структура предполагает наличие в банке квалифицированных руководителей - специалистов в соответствующих направлениях деятельности.
Такая организационная структура управления имеет ряд преимуществ:
1) конкретность заданий, конкретность ответственности, т.е. создаются хорошие условия для высокого уровня исполнительной дисциплины;
2) сбалансированность представленных работнику полномочий для выполнения функций с ответственностью за результат деятельности;
3) простота построения.
Но в тоже время, представленная организационная структура ОАО «Сбербанк России» имеет свои недостатки:
1) руководитель ориентирован на получение эффекта в рамках своего подразделения, иногда в ущерб работы другого.
2) недостаточная гибкость структуры, затрудняющая её перестройку в условиях быстроменяющейся среды.
Задачи отдельного подразделения должны быть увязаны с общей целью банка. В налаживании координации важную роль играет установление полномочий подразделения при принятии решений. Для этого в ОАО «Сбербанк России» разрабатываются должностные инструкции, где фиксируются конкретные права и обязанности сотрудников, их полномочия. Полномочия устанавливаются через:
1) деловые цели, когда устанавливается абсолютный объем работы, выполняемой подразделением, объем работы на одного сотрудника, планируемые расходы на выполнение работ;
2) ограничение полномочий: при этом фиксируются разрешенная и неразрешенная деятельность, персональные установки в процессе выполнения операций, сужение полномочий при нарастающем рутинном характере выполняемых задач;
3) выделение определенного размера ресурсов, выделение строго определенного количества сотрудников, площади помещения.
В блок общих вопросов управления входит организация планирования, прогнозирования деятельности ОАО «Сбербанк России», подготовки и разработки методологии, юридическая служба и служба безопасности.
Коммерческая деятельность ОАО «Сбербанк России» охватывает организацию различных банковских услуг - кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Этот блок является центральным звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др. В составе коммерческого блока находится и отдел (управление) по операциям банка с ценными бумагами, который осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, что позволяет банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение.
Финансовый блок призван обеспечить учет доходов и расходов, собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный блок входят: бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отношений, касса.
Административный блок включает отдел кадров (управление персоналом) ОАО «Сбербанк России», который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов на определенные должности, повышение квалификации работников кредитной организации, прием, продвижение по службе и увольнение персонала, секретариат, канцелярию, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие обслуживание здания банка, его хозяйственных и социальных потребностей и т.п.
Проведенный анализ показал, что организационная структура банка является важной составляющей успешного достижения целей банковского менеджмента. Очень часто недостатки в организационных структурах приводили даже достаточно мощные и стабильные банки к кризисным ситуациям. Поэтому выбор организационной структуры, наилучшим образом соответствующей внутренним и внешним факторам, определяющим деятельность ОАО «Сбербанк России», является стратегической целью менеджмента, основой диверсификации банковского обслуживания.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы системы кадрового планирования в организации
- 1.1 Сущность и цели кадрового планирования
- 1.2 Этапы и виды кадрового планирования
- 1.3 Планирование потребности в персонале
- 1.4 Методы планирования персонала
- 2. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом оао «Сбербанк России»
- 2.1 Характеристика деятельности и структура управления оао «Сбербанк России»
- 2.2 Анализ проблем в системе управления персоналом банка оао «Сбербанк России»
- 2.3 Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в оао «Сбербанк России»
- Заключение
- Список литературы
- Электронные ресурсы: