logo
FiK_1_1

19. Налоговая система российской федерации

Налоговая система РФ - совокупность налогов

и сборов, установленных на ее территории действующим законодательством, выплачиваемых физическими лицами и организациями.

К физическим лицам относятся: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, индивидуальные предприниматели, частные детективы.

К организациям относятся: юридические лица,

а также иностранные юридические лицаобразующие

в соответствии с Российским законодательством международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Основные принципы налоговой системы:

1) принцип ясности - формирование налогового законодательства и иных элементов норматив но-правовой базы; взимание налогов не должно допус-катьнеоднозначности толкования и быть одинаково

понятным как плательщикам налогов, так и контроли-

рующим органам;

2)принцип налоговой справедливости. Все налоговые плательщики независимо от их материального, имущественного положения, национальности, политических и религиозных различий несут равную обязанность перед обществом к уплате налогов;

3) принцип равного распределения налогового

бремени или тяжести по уплате налогов. Степень тяжести по уплате налогов должна соответствовать возможностям плательщика и быть экономически обоснованной;

4) принцип оптимальности построения налоговой

системы. Налоговая система, с одной стороны, должна обеспечивать потребности государства в финансовых средствах, т. е. выполнять свою фискальную роль,а с другой - не препятствовать деловой предпринимательской активности и экономическому росту.

Налоговая система включает в себя три уров-

ня налогов:1) федеральный налог (налог на добавленную стоимость, акцизы на определенную группу товаров,подоходный налог с физических лиц, налог с биржевой деятельности, налог, служащий источником образования дорожных фондов, государственная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, сбор за использование наименований Россия, РФ и образование на их основе слов и словосочетаний);2) региональный налог (налог на имущество предприятий и другие региональные сборы);3) местные налоги (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование и дарение, регистрационный сбор с физических лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции и др.).

К элементам налогов относятся:1)субъект налогообложения или налогоплательщик;2)объект налогообложения;3) налоговая база;4)ставка налога;5^порядок исчисления налога;6) сроки уплаты налога;7) льготы по уплате налога.

Элементы налоговой системы основываются

на том, что налог должен быть точно определен, что

в каждом налоге должен содержаться исчерпываю-

щий набор информации, который позволил бы конк-

ретно утвердить:1) обязанное лицо,2) размер налогового обязательства и порядок его

исполнения;3) границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

28.Бюджетный процесс — это совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса. Это органы представительной и исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств, государственные целевые внебюджетные фонды.

Бюджетный процесс включает следующие этапы:

1.Сводное финансовое планирование. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования. В систему финансовых планов входят:

а)Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.б)Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

2.Составления проекта бюджета. Главная его задача — определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и со­циального развития государства и территории. проект бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

3.Рассмотрение и утверждение бюджета происходит в законодательных органах власти и представительных органах власти территории.

4.Исполнение бюджета происходит после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета президентом. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. Исполнением бюджета, его доходной части занимается министерство по налогам и сборам, государственный таможенный комитет и налоговая инспекция. Эти органы осуществляют сбор налогов и предоставляют необходимую информацию в казначейство. Непосредственный контроль за исполнением бюджета обеспечивает счетная палата, формируемая государственной думой и федеральным собранием.

5.Составление отчета об исполнении бюджета.