Основания отзыва лицензии
Лицензия на осуществление банковских операций может быть отозвана Банком России при:
установлении недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
задержке начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
установлении фактов недостоверности отчетных данных;
задержке более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
осуществлении, в том числе однократном, банковских операций, не предусмотренных лицензией;
неисполнении требований законодательства, нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России»;
ходатайстве временной администрации;
неоднократном в течение года виновном неисполнении содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.
Банк России должен отозвать лицензию в случаях, указанных в законе:
если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;
если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала;
если кредитная организация не исполняет в срок, установленный законодательством, требования Центрального банка РФ о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств;
если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или оплатить обязательные платежи в совокупности 1000-кратного МРОТ в течение месяца.
Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.
С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
1) срок исполнения обязательств кредитной организации считается наступившим. Обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
прекращается начисление процентов, а также неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций по обязательствам кредитной организации;
приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
до момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего запрещается заключение сделок и исполнение обязательств по сделкам кредитной организации (за исключением сделок, связанных с текущими коммунальными и эксплуатационными платежами кредитной организации, а также с выплатой выходных пособий и оплатой труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту)), в пределах сметы расходов, согласуемой с Банком России либо с уполномоченным его представителем в случае назначения.
Правовое положение Центрального банка
Российской Федерации (Банка России)
Центральный банк РФ занимает особое положение среди органов государства, осуществляющих финансовую деятельность. Правовой статус Банка России определен Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Центральный банк РФ создает в субъектах Федерации территориальные учреждения в соответствии с указанным Законом, Положением о территориальных учреждениях Банка России, утвержденным Советом директоров Банка России и подписанным председателем Центрального банка РФ 29 июля 1998 г. № 46-П. Территориальными учреждениями Банка России являются его главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, национальные банки республик в составе Российской Федерации. В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют расчетно-кассовые центры (РКЦ), иные подразделения, в том числе обеспечивающие деятельность территориальных учреждений. Правом юридического лица обладает Центральный банк РФ, который возглавляет единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Входящие в указанную систему ЦБ РФ территориальные учреждения Банка России правами юридического лица не наделяются.
В соответствии со ст. 12 Закона о Центральном банке РФ изменен статус Национального банковского совета и расширена его компетенция. Национальный банковский совет стал коллегиальным органом Банка России, численность которого составляет 12 человек; из них двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.
В Законе о Центральном банке РФ определены органы управления Банком России и их компетенция. В аппарате ЦБ РФ создаются департаменты, управления, отделы.
Центральный банк РФ (Банк России), являясь юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного значительными властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные правовые акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, действующих в сфере финансовых отношений. Уставный капитал и иное имущество Банка России в соответствии с Конституцией РФ являются федеральной собственностью. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, что означает:
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;
принятие решения о проверке Счетной палатой РФ финан- сово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему решения и другие правовые формы подотчетности Банка России Государственной Думе Федерального Собрания РФ и т. д.
Основными целями деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Для реализации указанных целей Банк России выполняет разнообразные функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования, устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерской отчетности и учета для банковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль и иные функции в сфере кредитных и денежных валютных и ценовых отношений. Важна роль Банка России в проведении анализа и прогнозирования состояния экономики России в целом и по регионам страны.
Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России (или по его поручению один из его заместителей) участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр финансов и министр экономического развития и торговли (или по их поручению один из их заместителей) участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Государственное регулирование банковской деятельности
В связи с переходом к рыночным отношениям, ликвидацией государственной монополии в различных сферах общественной жизни, в том числе в банковской деятельности, государственное регулирование общественным развитием приобретает особое значение. Государство регулирует банковскую деятельность разными методами и способами. Банковская деятельность регламентируется различными нормативными правовыми актами. В первую очередь следует назвать Конституцию РФ, которая установила важнейшие принципы функционирования банковской системы в России, в частности определив особое положение Центрального банка РФ (ст. 71, 75).
Деятельность ЦБ РФ и кредитных организаций регламентируется упомянутым выше Законом о Центральном банке РФ и Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г. с изменениями и дополнениями). Указанными Федеральными законами определена компетенция ЦБ РФ, его взаимоотношения с кредитными организациями, принципы осуществления банковского надзора и контроля, организация безналичных расчетов, определены условия функционирования кредитных организаций и другие вопросы осуществления банковской деятельности. Банковская деятельность регламентируется и другими нормативными правовыми актами. Банковскую деятельность регулируют нормы ГК РФ, НК РФ, БК РФ. Осуществление банковской деятельности в области валютных отношений регулируется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями), так как правовое воздействие на экономические отношения, в том числе на банковскую деятельность, — мощный рычаг государственного регулирования данной сферой общественной жизни.
Значительную роль в государственном регулировании банковской деятельности играет такой неэкономический метод регулирования, как лицензирование. Банковскую деятельность могут осуществлять только те кредитные организации, которые получили соответствующую лицензию ЦБ РФ. Осуществление банковских операций при отсутствии лицензии (разрешения), в которой определены полномочия кредитной организации при осуществлении его банковской деятельности, рассматривается как серьезное нарушение банковского законодательства и влечет за собой применение различных мер принуждения. Лицензия выдается кредитной организации после ее государственной регистрации в ЦБ РФ. Срок лицензии не ограничен. Осуществлять банковские операции, как уже отмечалось, можно только с момента получения лицензии, и только те операции, которые предусмотрены в лицензии. В структуре Банка России создан специальный Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности.
Государственное регулирование банковской деятельности кредитных организаций, действующих на праве частной собственности или смешанной, осуществляется через ЦБ РФ и с помощью ЦБ РФ, который наделен государством особым правовым статусом и имеет значительные властные полномочия. Кредитные организации, функционирующие на праве частной собственности, в административном порядке не подчиняются ЦБ РФ. Но ЦБ РФ обладает соответствующими полномочиями властного характера, с помощью реализации которых осуществляется государственное регулирование банковской деятельности. Осуществляя государственную регистрацию кредитных организаций, Банк России устанавливает им обязательные нормативы:
минимальный размер уставного капитала для создаваемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от ее вида. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы (здания, помещение, в котором располагается кредитная организация, банковское оборудование и другое имущество) становятся ее собственностью. Не могут вноситься в уставный капитал нематериальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные бумаги;
максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, предоставленные организацией заемщику или группе заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков. Указанный норматив устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 800% размера собственных средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;
нормативы ликвидности кредитной организации, которые определяются как:
соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легко реализуемые активы) и суммарных активов;
нормативы достаточности капитала. Эти нормативы определяются как предельное соотношение общей суммы собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;
размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков; минимальный размер резервов, создаваемых под риски; нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц. Размер указанного норматива не может превышать 25% собственных средств кредитной организации;
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Указанный норматив не может превышать 50% собственных средств банка.
С помощью обязательных нормативов Банк России воздействует на деятельность кредитных организаций, способствует созданию условий для устойчивого их функционирования, поддерживает стабильность кредитной системы России.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов ЦБ РФ и его предписаний Банк России имеет право применить к кредитной организации различные санкции, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», вплоть до отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций влечет за собой ее ликвидацию.
- Понятие государственного долга Российской Федерации
- Виды государственного долга Российской Федерации
- Управление государственным и муниципальным долгом
- Госу дарственные займы: понятие, основные виды
- Обязательное социальное страхование
- Обязательное пенсионное страхование
- Обязательное медицинское страхование
- Банковская система Российской Федерации
- Основания отзыва лицензии