9. Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций антимонопольным и банковским законодательством.
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Данный закон устанавливает:
- Контроль за созданием и реорганизацией коммерческих организаций (ст. 27, 30 Закона);
- контроль за приобретением акций/долей в уставном капитале хозяйственных обществ (ст. 28, 30 Закона);
- контроль за приобретением в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (ст. 28, 30 Закона);
- контроль за приобретением прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, либо осуществлять функции его исполнительного органа (ст. 28, 30 Закона);
- контроль за приобретением акций/долей в уставном капитале, активов и прав в отношении финансовых организаций (ст. 29 Закона);
- контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц (ст. 31 Закона).
Статья 27 Закона о защите конкуренции определяет случаи создания и реорганизации коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов (активов групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.
Суммарная стоимость активов по последнему балансу (3 млрд руб.) и суммарная выручка (6 млрд руб.) используются в качестве критериев для получения предварительного согласия антимонопольного органа на присоединение одной коммерческой организации к другой, на создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации. При слиянии финансовых организаций и создании коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо в случае превышения величины суммарной стоимости активов финансовых организаций или величины суммы активов финансовой организации, установленных Правительством РФ, а в отношении кредитных организаций — Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Кроме того, в качестве критерия для получения предварительного согласия антимонопольного органа при создании одной коммерческой организации за счет имущества другой коммерческой или финансовой организации используются права, которые приобретаются создаваемой коммерческой организацией, на распоряжение передаваемыми в ее уставный капитал голосующими акциями или долями создающей организации (ст. 28 и 29 Закона о защите конкуренции).
В ст. 28 Закона о защите конкуренции называются случаи заключения сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. Такое согласие необходимо в приведенных в данной статье случаях, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли) и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает 3 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются, превышает 150 млн руб., либо если одно из указанных лиц включено в вышеназванный реестр. Например, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо в случае приобретения лицом (группой лиц) голосующих акций акционерного общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данного акционерного общества или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании.
В ст. 29 Закона о защите конкуренции установлены случаи заключения сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного со-гласил антимонопольного органа. Здесь такое согласие необходимо, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ, а для кредитных организаций — Правительством РФ и Центральным банком РФ. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третьей долей и не более чем 50% долей в уставном капитале этого общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 50% указанных долей.
В целом же случаи получения предварительного согласия антимонопольного органа, установленные в ст. 28 и 29 Закона о защите конкуренции, в основном аналогичны.
Одной из форм государственного регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг является установление ряда обязательных экономических нормативов, действие которых направлено на снижение рисков проводимых ими операций:
− путем установления требований к капиталу (норматива достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограничение рисков неплатежеспособности);
− прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги (ограничение рисков концентрации) является норматив Н12 - использования собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц (не более 25%)
Данные ограничения установлены в законе «О банках и банковской деятельности», а также подзаконных актах (инструкциях и положениях ЦБ).
- Операции банков на фондовом рынке
- 1. Место банков на фондовом рынке.
- 2. Банки как профессиональные участники на рынке ценных бумаг.
- 3. Содержание нормативной базы, определяющей операции банков как эмитентов.
- 4. Особенности выпуска и обращения долговых обязательств коммерческих банков.
- 5. Управление банковским портфелем ценных бумаг.
- 6. Предоставление банком кредитов на приобретение ценных бумаг и под залог ценных бумаг.
- 8. Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций законодательством о рынке ценных бумаг.
- 9. Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций антимонопольным и банковским законодательством.
- 10. Порядок осуществления деятельности по доверительному управлению ценными бумагами.