logo
Госник / 13_OBFR_kh16

9. Регулирование инвестиционной деятельности кредитных организаций антимонопольным и банковским законодательством.

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Данный закон устанавливает:

- Контроль за созданием и реорганизацией коммерческих организаций (ст. 27, 30 Закона);

- контроль за приобретением акций/долей в уставном капитале хозяйственных обществ (ст. 28, 30 Закона);

- контроль за приобретением в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта (ст. 28, 30 Закона);

- контроль за приобретением прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, либо осуществлять функции его исполнительного органа (ст. 28, 30 Закона);

- контроль за приобретением акций/долей в уставном капитале, активов и прав в отношении финансовых организаций (ст. 29 Закона);

- контроль за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц (ст. 31 Закона).

Статья 27 Закона о защите конкуренции определяет случаи создания и реорганизации коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. Так, с предварительного согласия антимоно­польного органа осуществляется слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов (активов групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (групп лиц) от реализации товаров за кален­дарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъ­ектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%.

Суммарная стоимость активов по последнему балансу (3 млрд руб.) и суммарная выручка (6 млрд руб.) используются в качестве критериев для получения предварительного согласия антимонопольного органа на при­соединение одной коммерческой организации к другой, на создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акция­ми (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации. При слиянии финансовых организаций и создании коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имущест­вом финансовой организации, предварительное согласие антимонополь­ного органа необходимо в случае превышения величины суммарной сто­имости активов финансовых организаций или величины суммы активов финансовой организации, установленных Правительством РФ, а в отно­шении кредитных организаций — Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Кроме того, в качестве критерия для получения предварительного согласия антимонопольного органа при создании од­ной коммерческой организации за счет имущества другой коммерческой или финансовой организации используются права, которые приобретают­ся создаваемой коммерческой организацией, на распоряжение передава­емыми в ее уставный капитал голосующими акциями или долями созда­ющей организации (ст. 28 и 29 Закона о защите конкуренции).

В ст. 28 Закона о защите конкуренции называются случаи заключе­ния сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организа­ций, правами в отношении коммерческих организаций с предваритель­ного согласия антимонопольного органа. Такое согласие необходимо в приведенных в данной статье случаях, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли) и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превыша­ет 3 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются, превышает 150 млн руб., либо если одно из указанных лиц включено в вышеназванный реестр. Например, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо в слу­чае приобретения лицом (группой лиц) голосующих акций акционерно­го общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данно­го акционерного общества или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распро­страняется на учредителей акционерного общества при его создании.

В ст. 29 Закона о защите конкуренции установлены случаи заключе­ния сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного со-гласил антимонопольного органа. Здесь такое согласие необходимо, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации пре­вышает величину, установленную Правительством РФ, а для кредитных организаций — Правительством РФ и Центральным банком РФ. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной от­ветственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третьей долей и не более чем 50% долей в уставном капитале это­го общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжать­ся более чем 50% указанных долей.

В целом же случаи получения предварительного согласия антимоно­польного органа, установленные в ст. 28 и 29 Закона о защите конкурен­ции, в основном аналогичны.

Одной из форм государственного регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг является установление ряда обязательных экономических нормативов, действие которых направлено на снижение рисков проводимых ими операций:

− путем установления требований к капиталу (норматива достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограничение рисков неплатежеспособности);

− прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги (ограничение рисков концентрации) является норматив Н12 - использования собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц (не более 25%)

Данные ограничения установлены в законе «О банках и банковской деятельности», а также подзаконных актах (инструкциях и положениях ЦБ).