logo
Экономика образования

8.6 Синтез монетарной и фискальной политики

Государство, проводя политику воздействия на экономику в целях её роста, как правило, не может ограничиваться только монетарными, либо фискальными методами. Неизбежно возникает процесс их сложного взаимодействия, особенно в тех случаях, когда проводимая фискальная политика вызывает дефицит государственного бюджета. Влияние дефицита государственного бюджета на процентную ставку и его потенциальное воздействие на монетарную политику показывает, что органы, проводящие фискальную и монетарную политику, должны координировать свои действия. Только в этом случае может быть обеспечена стабильность экономической системы в целом.

Синтез монетарной и фискальной политики называется стабилизационной политикой. Она поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, сглаживает колебания экономики, стимулируя ее в периоды спада и сдерживая в периоды подъема.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйствующих субъектов, а они, в свою очередь, влияют на её результаты. Поэтому проводимая политика стабилизации должна быть предсказуема для хозяйствующих субъектов.

Стабилизационная политика проводится путем стратегии активизма. Такой политики придерживаются представители кейнсианского и неокейнсианского направлений. В то же время представители неоклассического направления считают стабилизационную политику бесполезной и предлагают установление долгосрочных правил экономической политики, заключающихся в поддерживании: определённого уровня роста денежной массы, дающего стабильность безинфляционного экономического роста, стабильности увеличения номинального национального дохода и сбалансированности бюджета по завершении экономического цикла.

Стратегия активизма подразумевает активное регулирование рыночной экономики путём проведения одновременно фискальной и денежно-кредитной политики. При этом она базируется на следующих постулатах:

1) невозможно самостоятельное перемещение экономики в точку долгосрочного равновесия совокупного спроса и совокупного предложения;

2) развитие экономики и последствия применяемой политики прогнозируемы;

3) необходима политическая поддержка правительства курса на долгосрочное равновесие экономики.

Последний пункт, как правило, не выполняется, поскольку от проводимой экономической политики зависит популярность власти и её шансы на выборах. Поэтому правительство сосредоточивает свою деятельность на краткосрочных целях экономической политики, оставляя без должного внимания долгосрочную экономическую перспективу.

На результаты активисткой экономической политики оказывает отрицательное влияние запаздывание принимаемых правительством решений, так называемые временные лаги. Различают:

А) внутренний лаг – время от появления отклонения до внедрения решений по его ликвидации;

Б) лаг распознавания – время от момента появления отклонения до момента осознания необходимости принятия решения;

В) лаг решения – время от момента осознания необходимости принятия решений до его принятия;

Г) лаг действия – время от момента принятия решения до момента начала внедрения.

При проведении монетарной политики внутренний лаг незначителен, так как финансовая информация распространяется быстро и легко доступна, при проведении фискальной политики он весьма значителен, так как, например, принятие решения об отмене или введении того или иного налога осуществляется законодательным путем.

Д) внешний лаг – время от начала внедрения решения до появления ощутимого результата в национальной экономике. Внешний лаг является достаточно продолжительным, причем в монетарной политике он длиннее, чем в фискальной.

Существование временных лагов заставляет проводить экономическую политику на основе прогнозов. При ошибке в прогнозах принимаемые меры могут привести к дестабилизации в экономики. Если отклонения малы и носят временный характер, то активистскую политику лучше не применять.