8.5 Теоретические подходы к денежной-кредитной политике
С помощью инструментов, перечисленных в предыдущем разделе, Центральный банк страны реализует цели денежно-кредитной политики: поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).
Выбор вариантов монетарной политики во многом зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами в экономике, то имеет смысл проводить относительно жёсткую политику поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, скорее всего, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью.
Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать и денежную систему, и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки процента, при увеличении спроса на деньги ЦБ вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги. Кредитно-денежная политика имеет сложный передаточный механизм, от качества работы звеньев которого зависит эффективность монетарной политики в целом.
Следует выделить четыре звена данного механизма:
изменение величины реального предложения денег в результате пересмотра Центральным банком соответствующей политики;
изменение процентной ставки на денежном рынке;
реакция совокупных (инвестиционных) расходов на динамику процентной ставки;
изменение объёма выпуска денег в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию положительных результатов денежно-кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объёмом выпуска.
Кредитно-денежная политика имеет значительный временной период (от принятия решения до его результата), так как её влияние на размер ВВП в значительной степени связано (через колебания процентной ставки) с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом.
В целом реализация монетарной политики сталкивается со следующими трудностями:
1) избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешёвых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;
2) вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег;
3) воздействие кредитно-денежной политики будет ослаблено, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав монетарную политику.
В результате руководящие органы банковской системы сталкиваются с двойной проблемой: либо они могут стабилизировать процентные ставки, либо предложение денег, но не то и другое одновременно. После окончания Второй мировой войны направление денежно-кредитной политики сместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, затем ситуация вернулась в прежнее русло.
В настоящее время в монетарной политике господствуют две основные тенденции: неокейнсианскаяимонетаристская (сравнительный анализ приведен в табл.7.3).
В соответствии с рекомендациями неокейнсианского подходаосновными приёмами являются:
1) изменение официальной учетной ставки Центрального банка;
2) ужесточение прямого ограничения банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции;
3) использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижение цены государственного кредита.
Другое направление, принципиально отличающееся от описанного, основано на монетаристском подходе. Оно включает введение количественных ориентиров регулирования, изменение которых обуславливает изменение направления денежной-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты и технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть и совокупная денежная масса и её отдельные агрегаты.
В странах с рыночной экономикой правительства и центральные банки часто используют политику стимулирования конкуренции в банковской сфере. В рамках этой политики находятся мероприятия по либерализации деятельности внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий охват национальных финансовых рынков иностранными банками рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности этих рынков.
Таблица 8.3
- ТемаViii. Финансы, кредит и банковская система. Финансы, денежное обращение и кредит
- 8.1 Деньги и денежная масса.
- Структура денежных агрегатов России
- 8.2 Кредитная система государства
- 8.3 Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики
- 8.4 Финансовый рынок и его составляющие.
- 8.5 Теоретические подходы к денежной-кредитной политике
- Сравнительный анализ кейнсианского и монетаристского подхода к кредитно-денежной политике государства
- 8.6 Синтез монетарной и фискальной политики
- Контрольные задачи и вопросы к теме 8
- 14. Денежная масса в России за 2007 год выросла с 4 до 6 трлн. Руб. Какую следует ожидать инфляцию, если объем производства при этом вырос на 8 %, а скорость обращения денег сократилась на 19 %?