logo
shpory_DKB

44. Факторинговые и форфейтинговые операции коммерческих банков

Факторинговые операции банков классифицируются как: ♦ конвенционные, если должники уведомлены об участии в сделке банка и эта запись делается на счете-фактуре, или конфиденциальные, когда должники не информированы о посредничестве банка ♦ с правом регресса, когда банк имеет право обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без права регресса (указанные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками поставщиков); ♦ с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты (на 4/5 стоимости поставки) или оплаты к определенной дате. Факторинг экономически выгоден для предприятия-клиента. Во-первых, предприятие сразу получает основную часть денежной выручки, экономит на расчетах со своими поставщиками, поскольку покупка у них товара с немедленной оплатой дешевле, чем покупка в кредит. Во-вторых, выкуп банком-посредником счетов-фактур исключает для клиента опасность неплатежа. Факторинговые операции осуществляются банком на договорной основе с клиентом. Предварительно до заключения договора факторинговый отдел банка анализирует кредитоспособность поставщика, изучает информацию о финансовом состоянии его должников. Перед заключением договора о факторинговом обслуживании поставщик должен предоставить банку необходимую информацию о переуступаемых требованиях, содержащую данные о плательщиках, условиях поставок продукции, суммах переуступаемых требований и др. В договоре о факторинговом обслуживании предусматриваются условия совершения операций; предельные суммы по операциям факторинга; порядок оплаты требований; размер комиссионного вознаграждения; условия расторжения договора; ответственность сторон за нарушение условий договора. Стоимость факторинговых услуг (комиссионное вознаграждение банка) включает; плату за обслуживание, которая рассчитывается как процент от оборота поставщика, и ее размер зависит от масштабов его производственной деятельности, степени кредитного риска, финансового положения покупателей, конъюнктуры рынка данного вида финансовых услуг; плату за предоставленный кредит, размер которой определяется в процентах от суммы средств, предоставляемых банком поставщику за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. ФОРФЕЙТИРОВАНИЕ — это один из альтернативных подходов в финансировании международной торговли который представляет собой покупку экспортных требований форфейтером (коммерческим банком или специализированной компанией по финансированию) с исключением права регресса на экспортера (форфейтиста) в случае неуплаты. Важнейшими предпосылками его развития служит усиление международной интеграции, рост конкурентоспособности банков, устранение государст¬венных ограничений на экспортную торговлю, а также рост рисков, которым подвергаются экспортеры. Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок: • В финансовых сделках – в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств; • в экспортных сделках для содействия поступлению наличных денег экспортеру предоставившему кредит иностранному покупателю. Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг.