logo
Finansovoe_pravo_UMK_2012_g

Финансовая деятельность публично-территориальных образований и финансовое право

  1. Понятие, виды, методы и правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

  2. Понятие, предмет и методы финансового права как отрасли российского права.

Основная литература:

  1. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.:Норма,2004.

Дополнительная литература:

  1. Виницкий Д.В. Категория «финансовой деятельности государства» в науке российского финансового права / Государство и право. 2003. №2. Анишин А.Ю. К эволюции взглядов на предмет финансового права: от истории к современному состоянию // Финансовое право. 2004. № 3.

  2. Рукавишникова И.В. К вопросу об особенностях метода финансового права // Государство и право. 2004. № 4.

  3. Древаль Л.Н. К вопросу о предмете, методе и системе финансового права // Финансовое право. 2005. № 2.

  1. Понятие, виды, методы и правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Объективная необходимость денежных отношений обусловливает наличие специальной финансовой деятельности государства и муниципалитетов, которая выступает необходимой и составной частью механизма социального управления, представляет собой отраслевую разновидность государственной и, соответственно, юридической деятельности.

Финансовая деятельность государства и муниципалитетов имеет свои специфические признаки, к которым относятся:

1) обязательное участие государства или муниципалитета в лице их компетентных органов;

2) направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством (муниципалитетом) правотворческой функции;

3) оформление принятого юридически значимого решения в соответствующих нормативных правовых актах, имеющих официальный и общеобязательный характер;

4) юридическое значение ее результатов не только для публичных субъектов, но и для иных субъектов финансового права (граждан, организаций и т.д.);

5) ее осуществление в целях оптимизации и эффективности получения юридически значимых результатов в строго установленном порядке, то есть посредством аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Различия в сферах общественных отношений, охватываемых финансовой деятельностью, субъектах ее осуществляющих, территориальных уровнях, формах, функциях и т.д. позволяет квалифицировать эту правовую категорию по нескольким основаниям.

В зависимости от видов общественных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить: бюджетную, налоговую, кредитную деятельность государства и муниципалитетов, финансовую деятельность государственных и муниципальных предприятий, государственную деятельность в сфере обязательного страхования и в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осуществляется аккумулирование, распределение и использование финансов, различают финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ) и финансовую деятельность муниципальных образований (городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений).

Результатом финансовой деятельности государства и муниципалитетов становятся юридически значимые последствия, наступление которых желательно для публичного субъекта: совершенствуется сфера правового регулирования финансовых отношений, складываются позитивные финансовые отношения.

Осуществляется финансовая деятельность на основании разнообразных методов: добровольных и обязательных платежей, финансирования и кредитования, охранительных, регулятивных, административных, экономических методов, а также стимулов, ограничений и санкций.

Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, благотворительные пожертвования и т. д.

При распределении денежных средств используются методы финансирования и кредитования. Финансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной (социальной) деятельности государственных и муниципальных предприятий (учреждений). Следовательно, финансирование – это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства и социального управления. Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство (муниципалитет) может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных льгот и иных видов льгот.

Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается от последнего возмездностью, срочностью и возвратностью. Кредиты из казны предоставляются в основном иностранным государствам и коммерческим организациям.

Финансовая деятельность, как и любая деятельность государства и муниципалитетов, осуществляется в правовой форме, влекущей правовые последствия, и внеправовой форме, не влекущей правовых последствий. Правовой формой осуществления государственной (муниципальной) деятельности является однородное по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) функционирование государственных (муниципальных) органов по руководству обществом путем принятия финансово-правовых актов.

Финансово-правовые акты – это решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в определенной форме, в пределах соответствующей компетенции и регулирующие вопросы финансовой деятельности.

Среди финансово-правовых актов по своему содержанию особо выделяется большая группа финансово-плановых актов, под которыми понимаются акты, принимаемые соответствующими субъектами (государственные, муниципальные органы, организации) в процессе своей финансовой деятельности и содержащие плановые показатели по формированию, распределению и использованию финансов на определенный период. К числу финансово-плановых актов можно отнести прогнозы социально-экономического развития соответствующих территорий, бюджетные росписи всех уровней, сметы бюджетных учреждений, финансовые планы организаций и т. д.

Таким образом, финансовую деятельность государства можно определить как основанную на правовых нормах публичную деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.

Под финансовой деятельностью муниципальных образований следует понимать осуществление соответствующим муниципальным образованием в лице компетентных органов функций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осуществления публичных задач и функций местного сообщества, а также делегированных полномочий государства.

  1. Понятие, предмет и методы финансового права как отрасли российского права.

Современное финансовое право как самостоятельная отрасль права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. В частности, после вступления в силу Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми для Российской Федерации объектами, методами, механизмами способами, принципами и т. д.

Все отрасли права различаются между собой, прежде всего по предмету правового регулирования. Подобно любой правовой общности финансовое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Поэтому, чтобы сформулировать понятие финансового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Можно выделить следующие основные черты отношений, составляющих предмет финансового права:

1) они складываются в сфере финансовой деятельности публично-правового образования;

2) имеют место в процессе распределения и перераспределения национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и накопления;

3) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов;

4) они возникают на основе норм финансового права и являются властными по своей природе;

5) они носят безэквивалентный имущественный характер, поскольку на стадии распределения имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости.

Установлено, что правовые отношения будут называться финансовыми лишь в том случае, если один из субъектов этих отношений является соответствующим органом власти (государственным или муниципальным).

Таким образом, финансовые правоотношения не могут возникать:

1) между физическими лицами (гражданами);

2) между физическими и юридическими лицами, если организационно-правовая форма последних базируется на частной собственности;

3) между юридическими лицами, организационно-правовая форма которых базируется на частной форме собственности.

Учитывая изложенное, предмет финансового права можно рассматривать как совокупность однородных имущественных отношений и связанных с ними неимущественных отношений, складывающихся между государством (муниципалитетом) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования публичных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права служит метод правового регулирования. Под методом финансово-правового регулирования следует понимать обусловленную публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

В науке финансового права утвердилось мнение, что финансовое право для регулирования отношений, составляющих его предмет, использует метод властных предписаний, который характеризуется следующими признаками:

1) преобладанием в таком регулировании позитивных обязываний, а не дозволений, как в частном праве, или запретов, как например, уголовном или административном праве;

2) императивностью, то есть субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими;

3) конформизмом, то есть субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле, не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соответствующих актов органов государственной (муниципальной) власти;

4) юридическим неравенством субъектов финансового права, которое проявляется в том, что одни субъекты обладают способностью властного установления обязанностей и прав в отношении других субъектов, а последние – нет;

5) использованием рекомендаций в отношениях между законодательными (представительными) органами власти (например, Федеральное Собрание РФ в бюджетном законодательстве рекомендует законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ воздержаться от увеличения штатной численности государственных гражданских служащих) и согласований при решении, так называемых, «пересекающихся вопросов», возникающих в сфере финансовой деятельности государства и муниципалитетов, осуществляющих эту деятельность (например, во всех случаях предоставления организации инвестиционного налогового кредита условия кредитного соглашения (до его заключения) согласовываются налоговым органом с финансовым органом, отвечающим за исполнение соответствующего бюджета);

6) расширением применения диспозитивного метода правового воздействия на финансовые отношения, который в финансовом праве носит условный характер, и действие которого обусловлено в первую очередь приоритетом публичных интересов. Во многих случаях применение метода выбора правил поведения предшествует принятию нормативного правового акта или заключению договора (соглашения), нормы которых становятся обязательными для субъектов финансовых отношений. Последующее регулирование диспозитивных форм финансовой деятельности осуществляется императивным методом (например, предоставление бюджетного кредита, государственной (муниципальной) гарантии).

Таким образом, финансовое право можно определить как отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципалитетов в целях осуществления публичных функций.