logo
с 14 вопросы по валютке

Вопрос 31

Этапы становления и развития валютного регулирования в России

Анализ развития валютных отношений позволил выделить четыре этапа в эволюции российского валютного регулирования за период 1991-2006 гг.: становление валютного регулирования (1991-1996 гг.), развитие валютного регулирования (июнь 1996 г. - август 1998 г.), усиление валютного регулирования (осень 1998 г. - 2001 г.), либерализация валютного регулирования (2002-2006 гг.). При этом наиболее значимыми для состояния валютного регулирования в России являются следующие тенденции: отмена требования обязательной продажи части экспортной валютной выручки исключительно на межбанковских валютных биржах; отмена индивидуальных разрешений на осуществление валютных операций; установление свободного режима от­крытия счетов в коммерческих банках за рубежом для юридических и физи­ческих лиц; введение института экономических ограничений в отношении закрытого перечня операций; отмена валютного регулирования по внешне­торговым операциям, предусматривающего порядок оплаты импортируемых товаров (работ, услуг) в виде авансовых платежей и предоставления отсроч­ки платежа при экспорте товаров (работ, услуг); снижение норматива экс­портной валютной выручки до 0% и установление периода снятия всех огра­ничений движения капитала с 1 января 2007 г.

Вместе с тем нами сделан вывод, что указанные меры в целом привели к следующим положительным последствиям: снижение транзакционных из­держек для участников валютных отношений; повышение инвестиционной привлекательности экономики; создание благоприятных условий для развития внешней торговли и финансового рынка. Однако наряду с положитель­ными моментами существует ряд проблем, основной из которых является увеличение объемов нелегального вывоза капитала. Так, по аналитическим данным Банка России, за период активного реформирования системы валютного регулирования с 2002 по 2006 г. вывоз капитала возрос с 18,74 до 18,66 млрд. долл. Анализируя данную проблему, необходимо заметить, что отток капитала является важным показателем экономической ситуации в стране. Высокий его уровень подрывает инвестиционную активность внутри страны, ставит национальную валюту перед риском обесценения. Поэтому перечень либеральности валютного регулирования должна определяться в первую очередь экономическим потенциалом страны; отсутствием рычагов воздействия на движение спекулятивного капитала в условиях валютной либерализации. Анализ исследований материалов публикаций МВФ показыва­ет, что связанный с валютной либерализацией рост трансграничных опера­ций с капиталом увеличивает вероятность возникновения финансового кризиса. Так, портфельные инвестиции и банковские займы, рост которых на­блюдается после снятия ограничений, имеют преимущественно краткосроч­ный и спекулятивный характер. В результате этого усиливается волатильность финансовых рынков и рынков недвижимости, растет их чувствитель­ность к внешним игрокам, что увеличивает вероятность наступления финан­сового кризиса. В этой связи представляются интересными следующие ана­литические данные Банка России: объем внешних заимствований коммер­ческих банков и нефинансовых предприятий па начало 2006 г. составил 176,2 млрд. долл. (преимущественно в форме долговых обязательств - 80% и краткосрочных кредитов - 55%), что превышает предкризисный уровень 1998 г. в 2,6 раза; проблема организации системы валютного регулирования, адекватной экономическому состоянию страны. На сегодняшний день со­храняющийся экономический рост в стране во многом связан с благоприят­ной внешнеэкономической конъюнктурой, в первую очередь от цен на сырь­евых товарных рынках. В этой связи указанный рост не носит устойчивый характер и возможность возникновения предкризисного состояния реально существует, особенно вследствие недиверсифицированной структуры и низ­кого уровня конкурентоспособности национальной экономики. Так, но дан­ным Федеральной службы государственной статистики, рост объема экспор­та за период с 2003 по 2005 г. с 135,9 до 245,3 млрд. долл. происходил глав­ным образом за счет повышения цен, особенно на энергетические товары. Высокие цепы на сырьевые товары, прежде всего на энергоресурсы, усилили тенденцию к увеличению их доли в структуре российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы, доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в структуре экспорта в 2005 г. достигла 63% от общего объема экспорта товаров (в 2003-2004 гг. она составляла около 54%).

Таким образом, с учетом текущего экономического развития России нельзя считать адекватным и целесообразным установление режима полной валютной либерализации, т. е. снятие всех ограничений на совершение валютных операций, в частности операций движения капитала. При постриг нии новой системы валютного регулирования представляется важным си блюсти баланс между либеральными и контрольными мерами со стороны органов валютного регулирования.

Первый этап, самый непродолжительный по времени, относится еще к периоду существования СССР. В 1991 г. государством была предпринята первая попытка отхода от десятилетиями существовавшей в СССР валютной монополии.В основу проведения такой трансформации был положен принятый в марте 1991 г. Закон СССР «О валютном регулировании», которым впервые в финансовую практику были введены такие понятия, как «валюта СССР», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты», «валютные операции», а в целях обеспечения соблюдения установленных законом валютных ограничений, в качестве основного инструмента был введен валютный контроль. Затем последовало принятие Указа Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», разрешившего всем предприятиям и объединениям осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации и фактически открывшего свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок.С конца 1991 г. начался второй этап в развитии системы валютного регулирования и валютного контроля, характеризующийся преобладанием еще более либеральных подходов к определению как сущности валютного законодательства, так и механизмов осуществления контроля за валютными операциями. В 1992 г. вступает в силу Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», который устанавливает принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов, а также ответственность за нарушение актов валютного законодательства РФ. Третий этап развития системы валютного регулирования и контроля ознаменовался принятием 10 декабря 2003 г. Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», заложившего новые, отвечающие динамичному развитию российской экономики принципы и механизм валютного контроля. Законом предусмотрены основания введения ограничений на осуществление валютных операций: предотвращение сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, поддержание устойчивости платежного баланса РФ, а также их отмена по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Характерные для последних нескольких лет развития российской экономики стабилизация курса национальной валюты и рост золотовалютных резервов послужили предпосылками к пересмотру сроков снятия ограничений на осуществление валютных операций, а именно их переносу на более ранний период, что соответствует требованиям Международного валютного фонда и отвечает направлениям валютной политики России, в том числе в связи с предстоящим вступлением в ВТО. В то же время «досрочная» отмена ограничений не повлияла на изменение системы валютного контроля в целом. По-прежнему действуют требования по репатриации иностранной валюты и валюты РФ и по оформлению паспортов сделок. Оценивая результаты формирования системы валютного регулирования и контроля, можно с уверенностью сказать, что благодаря постепенному, поэтапному переходу от разрешительного порядка осуществления валютных операций к уведомительному перестройка системы валютного регулирования и валютного контроля является примером наиболее удачного проведения реформ в России. Следует отметить, что за период становления системы валютного контроля менялись не только принципы его действия, но и система органов, его осуществляющих. В сентябре 1993 г. Указом Президента РФ № 1444 была образована Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), основной задачей которой было определено проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, а основной функцией – осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами законодательства РФ, регулирующего осуществление валютных операций. В мае 2000 г. в рамках работы по оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ВЭК России был упразднен, а его функции распределены между Минэкономразвития России и Минфином России. В Минфине России правопреемником ВЭК России стал Департамент валютного контроля, основной функцией которого являлось осуществление контроля за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций) валютными операциями, а также за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством. Затем последовала административная реформа, в ходе которой в системе федеральных органов исполнительной власти были выделены федеральные службы – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Так, в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» был образован Росфиннадзор, которому были переданы функции по валютному контролю и подчинены территориальные органы по валютному контролю Минфина России. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 Росфиннадзор определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора занимает особое место в системе валютного контроля. Являясь единственным уполномоченным Правительством РФ органом валютного контроля, Росфиннадзор обладает достаточно широким кругом полномочий по сравнению с остальными субъектами системы валютного контроля, поскольку помимо полномочий, связанных с проведением проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства, Росфиннадзор наделен правом применять меры ответственности за его нарушения. Обладая широкой сетью территориальных органов, расположенных практически во всех субъектах РФ, Росфиннадзор осуществляет контроль за проведением валютных операций независимо от местонахождения резидента или нерезидента. Работая в тесной взаимосвязи с Банком России и агентами валютного контроля и аккумулируя информацию обо всех возможных нарушителях валютного законодательства, Росфиннадзор является ключевым звеном в системе органов агентов валютного контроля. Наличие полной и достоверной информации о проводимых валютных операциях способствует эффективной реализации Росфиннадзором функции органа валютного контроля, исключая при этом неоправданное вмешательство в деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности и нанесение ущерба ее участникам и экономике государства в целом. За два года своего существования при реализации функции органа валютного контроля Росфиннадзором проведено более 5000 проверок соблюдения валютного законодательства, возбуждено около 9000 дел об административных правонарушениях, взыскано более 100 млн руб. штрафных санкций.