logo
Банковская система в современной экономике

Глава 2 Роль Центрального Банка в рыночной экономике.

2.1 Денежно-кредитная политика центральных банков

Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др.

Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

    1. эмиссия облигаций от своего имени.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);

Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.

Ведущим методом регулирования является учетная политика.

Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов.

Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.

Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются.

Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой – используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента.

Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них).

Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу.

Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок.

Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.

В целом операции на открытом рынке различаются в зависимости от:

Условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);

Объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;

Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;

Сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или на небанковском секторе рынка;

Способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.

Одним из основных принципов определения стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа роста денежной массы в национальной экономики или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте т.е. на внутренние или внешние показатели (рис 1)1.

Рисунок 1

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:

минимальный размер уставного капитала;

предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов;

минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков;

максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства);

ограничение размеров валютного и курсового рисков;

ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.

2.2 Роль Центрального Банка Росси в условиях рыночной экономики

Деятельность Центрального банка РФ регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.

В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Наряду с этим Банк самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.

Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального банка.

Таким образом, ЦБР можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны.

На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных учреждениях (национальных банках, например Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ (центральные операционные управления). Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.

Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров.

Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.

К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном подразделении ЦБР, а к крупным банкам в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) - подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета.

Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может не произойти. В условиях переходной или рыночной экономики этот является важным гарантом стабильной управляемости экономической ситуацией в целом.

Как уже отмечалось, в каждом РКЦ к коммерческому банку, так же как и в Главном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдением коммерческим банком экономических нормативов и своевременной сдачей отчетности. В начале каждого месяца коммерческие банки сдают отчетность в РКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческими банками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в начале каждого года - подробный отчет за прошлый год.

В соответствии с законом актом основными целями деятельности Банка России являются:

Во взаимодействии с Правительством России он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля:

Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.

Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления ЦБР, в котором у них имеется корреспондентский счет.

Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка РФ, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка РФ. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций ЦБ России участвовать не имеет права. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд. руб. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов.

Высшим органом управления Банка России, как было отмечено выше, является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет).

Совет директоров ставит основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе.

Федеральным законом от 12 апреля 1995 года установлены основные функции и операции Центрального Банка Российской Федерации.

Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системы, входящие в его компетенцию.

Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные фонды банков.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом Центрального банка и находится только в его компетенции.

Выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями, она осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБР как “банк банков” производит кредитование только банковских учреждений.

Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным банком.2

Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального банка.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции “банк банков” устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в РКЦ Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками.

Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков.

В связи с этой функцией Банк России создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.

Важнейшие из них - правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. Правила Центрального банка предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным возвратом предоставленных средств, что позволяет правительству иметь возможность контролировать и влиять на макроэкономическую ситуацию в государстве.

Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения издержек и ускорения оборота наличных денег.

Правила бухгалтерского учета3 отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков. Правила статистической отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков применительно к участкам их деятельности.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений.

Во исполнение этой функции Банк России рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений.

После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью в условиях свободного рынка.

Эта работа производится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов.

Функция реализации облигации государственных займов и кредитования расходов федерального бюджета. Центральный Банк - уполномоченный орган Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком.

Прямое кредитование бюджета производится Центральным Банком за счет своего эмиссионного фонда. С 1 января 1995 года прекращено прямое кредитование ЦБР расходов федерального бюджета.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по покупке и продаже золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.

В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступление в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении – падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса – одна из наиболее важных задач Центрального банка, связанная с регулированием курса рубля.

Успешное выполнение функций Центрального банка – необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии с законодательством являются:

В соответствии с федеральным законом от 12 апреля 1995 года основными задачами ЦБР являются:

использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.

Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.

Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны, кроме того, в нашей стране огромное значение Центральный банк приобрел как гарант стабильности в условиях рыночной экономики.

Таким образом, центральный банк играет ключевую роль в платежной и банковской системе страны.

Со дня образования банка, а так же и современной банковской системы России можно проследить следующую хронологию наиболее значимых событий.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МФСО).

В настоящее время Банк России уделяет повышенное внимание ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости.

К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения.

Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.

В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5_8,5% в 2005 году, 6,0_7,5% _ в 2006 году и 5,0_6,5% _ в 2007 году, что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.

Банк России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.

В настоящее время российская экономика в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу между процентными ставками внутри страны и за рубежом.

В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной.

В предстоящий период по мере снижения темпов роста золотовалютных резервов Банк России будет расширять объемы рефинансирования коммерческих банков в целях регулирования денежного предложения. В этих условиях роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию

Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

3 Тенденции развития банковской системы РФ

3.1 Развития банковской системы во время мирового финансового кризиса 2008-2009гг

Финансово-экономический кризис Российской Федерации, поразивший мировую экономику с осени 2008 г., – это испытание, в котором сложно точно определить или тем более дать однозначный прогноз развития событий. Основными проблемами для банков являются кризис ликвидности банковского сектора, рост просроченной задолженности, снижение доверия к банковской системе Российской Федерации.

Проблема, которая сегодня очень остро проявляется, ––  институциональное отставание экономики в развитии.

Почему мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. поразил банковскую систему Российской Федерации?

Эксперты, среди которых представители Международного валютного фонда, Банка международных расчетов и  центральных банков европейских стран – не перестают анализировать цепочку событий, приведших к нарастанию кризисных явлений в экономике США, откуда они перекинулись на другие страны мира, в том числе и на Российскую Федерацию. Во-первых, это кризис на американском ипотечном рынке, который одновременно вылился в кризис ликвидности на международных рынках капитала. Во-вторых, первый кризис заложен в нынешнем механизме международных кредитно-денежных отношений. Прежде всего, это возведение в статус «международных валютных резервов» денежной единицы одного государства. Судьбу мировой финансовой системы нельзя оставить в руках правительства одного государства.

Создание мирового центрального банка и введение реальных мировых денег. Интересам Российской Федерации как страны, богатой  естественными ресурсами, отвечает предложение создать систему мирового  центрального банка и ввести мировую валюту, основанную на нефти.

В этом случае любая страна может создавать валютные резервы в нефтяных запасах, определенных мировым банком нефтедобывающих стран.

Эти запасы будут контролироваться мировым на международной основе, что гарантирует собственнику такого валютного нефтяного резерва неограниченные права в его использовании. Резерв в нефтяных активах бесспорно лучше долларового (за последние 20 лет, при всех последних ценовых колебаниях, нефть выросла против доллара не менее чем в 10 раз). Он обеспечивает стране определенный уровень энергетической безопасности, устраняет возможность манипулировать стоимостью нефтяной валюты в интересах какого-либо одного государства.  Поскольку деньгам будет возвращена их изначальная товарная форма, всякое государство сможет на абсолютно законной основе самостоятельно «делать деньги» –– разведывать, добывать и накапливать нефть как законный денежный актив (кстати, США сегодня так и поступают: скупают арабскую нефть и закачивают ее в подземные хранилища).

Другой вариант –– создание искусственной денежной единицы, основанной на корзине основных стратегических продуктов (нефти, газа, золота, некоторых других цветных металлов, составляющих набор с определенными фиксированными весами для каждого из компонентов).

 Для минимизации потерь от финансового кризиса в Российской Федерации Центральный банк РФ  в самом начале кризиса свел до минимума обязательные резервные отчисления из средств банка до 0,5% по всем обязательствам.

В мае 2009 г. данное значение было увеличено до 1,0%,  в июне 2009 г. до 1,5%, начиная с 1 июля 2009 г. до 2,0% по всем обязательствам кредитной организации, а начиная с 1 августа 2009 г. до 2,5% по всем  обязательствам.

До кризиса 2008-2009 гг. данные значения составляли 4% и 4,5%. Снижение этих показателей привело к тому, что в распоряжении кредитных организаций стало находиться больше денежных средств, которые в свою очередь могут также принести дополнительный доход.

Также такое снижение обязательных резервных отчислений облегчило жизнь обычных граждан. Ведь чем меньше обязательные резервные отчисления, тем меньше ставки по кредитам, предоставляемым физическим и юридическим лицам.

Также произошло увеличение коэффициента усреднения до 0,6 для кредитных организаций банковского типа и до 1 (это максимальное значение  данного показателя) для небанковских кредитных организаций. Коэффициент усреднения предназначен для поддержания банковской ликвидности. Ранее, до последствий финансового кризиса 2008-2009 гг., коэффициент усреднения для кредитных организаций банковского типа составлял 0,3. Такое увеличение данного показателя позволило банкам располагать большим количеством денежных средств, что привело к улучшения качества работы кредитных организаций в виде сохранения ликвидности и платежеспособности. Тем самым Центральный банк РФ  дал банкам дополнительные средства. 

С 1 января 2009 г.  в Российской Федерации объявлено сокращение налога на прибыль с 24% до 20%. Это касается как банков, так и всех других предприятий и организаций и, безусловно, положительно скажется на их деятельности. Кроме того, ускорен возврат НДС и рассматривается вопрос о кредитной отсрочке уплаты НДС в бюджет на период  финансового кризиса. Для малого бизнеса втрое сокращены с 15% до 5% налоговые отчисления по упрощенной схеме. Во многих странах Западной Европы принято важнейшее решение о сокращении НДС до 15%. В Российской Федерации величина НДС, как известно, 18% и давно дискутируется вопрос о его сокращении. Сокращение чрезмерно высокого НДС в Российской Федерации облегчило бы условия выхода из кризиса предприятий и организаций, явилось бы более эффективной мерой, чем прямая раздача им средств, к тому же, могло бы увеличить собираемость этого налога. Специфическим для Российской Федерации явилось снижение экспортной пошлины на нефть. Это действенная, хотя, может быть, и недостаточная мера по оказанию помощи нефтедобывающим компаниям.

Кроме трудностей с ликвидностью ключевой проблемой для многих предприятий и организаций является во время кризисов обслуживание зарубежных кредитов. Известно, что долг российских предприятий и организаций, а также  банков зарубежным инвесторам превышает 500 млрд долл. В прошлые годы эти долги возвращались во многом за счет перекредитования, причем даже в более крупных размерах, чем был первоначальный долг.

Теперь западные инвесторы резко сократили предоставление кредитов организациям других стран, прежде всего, Российской Федерации. Условия этих кредитов ужесточились, выросла процентная ставка. К тому же на 20% повысился курс доллара, и чтобы выплатить долларовый кредит, теперь нужно изыскать намного большую рублевую массу, чем раньше.

Стало труднее, чем раньше, добиться отсрочки выплат по данным кредитам. Поэтому для многих предприятий и организаций, банков, которые взяли чрезмерно большие кредиты в благоприятных экономических условиях, крайне сложно возвратить их сейчас, и они могут оказаться банкротами. Чтобы не допустить значительного банкротства, что негативно повлияло бы на всю экономику, государство выделяет специальные средства на обслуживание  зарубежных кредитов. Это может быть целевое предоставление средств со строгим контролем их использования по прямому назначению. Весь вопрос здесь в том, чтобы оценить, насколько реально предприятие и  банк нуждаются  в государственной помощи, насколько они мобилизовали свои внутренние резервы для этого.

Одим из самых важных каналов помощи со стороны Правительства РФ в период кризиса –– помощь населению, на плечи которого, в конечном счете, ложится груз кризиса. Эта помощь оказывается в разных формах. Так растет риск банкротства банков, и население испытывает нервозность по поводу  сохранности своих вкладов, государство увеличивает гарантии вкладов. Сумма гарантированного вклада в Российской Федерации увеличена до 700 тыс. руб. (около 25 тыс. долл.). До кризиса сумма гарантированного вклада составляла 100 тыс. руб. – 100 %, но не более 400 тыс. руб. Тем более, что от оставшихся 300 тыс. руб. будет возвращено 90%. Поэтому разумнее и выгоднее было разместить денежные средства таким образом, чтобы на одну кредитную организацию приходилось 100 тыс. руб., т.е. если лицо имеет в своем распоряжении 400 тыс. руб., то ему необходимо вложить их в четыре разных банка. Таким образом, при банкротстве всех кредитных организаций, данное лицо вернет себе все 400 тыс. руб. Увеличение гарантий по вкладам было необходимо для поддержания доверия к банковской системы Российской Федерации. 

Другая возможная льгота –– отсрочка уплаты ипотеки, с тем чтобы облегчить людям выплату кредита по ипотеке в случаях, когда заемщик потерял работу или значительную часть зарплаты. Кроме того, в Российской Федерации вдвое увеличена налоговая льгота при уплате гражданами ипотечного кредита. Также банками сокращены сроки: на год, т. к. данная программа предполагалась на 2010 г., в предоставлении материнского капитала гражданам для погашения кредитов.

Одним из направлений использования государственных средств для выхода из кризиса являются вложения в инфраструктуру  с привлечением для создания инфраструктурных объектов, прежде всего, дорог, значительной численности трудящихся. Это позволит сократить безработицу, которая в период кризиса значительно увеличивается и является одним из самым болезненных его проявлений. В Российской Федерации в докризисный период безработица достигла минимальных для Российской Федерации размеров. В 2007 г. общее число  безработных составило 4,6 млн человек, а в третьем, последнем до кризиса квартале, снизилась до 4,0 млн человек или 5,3% экономически активного населения. В период кризиса эта численность может существенно вырасти, например, до 6 млн человек – около 7%. К тому же, Российская Федерация, в отличие от США и европейских стран, остро нуждается в создании современной инфраструктуры и, прежде всего –– современных автострад, которые практически у нас отсутствуют.

Намечено также форсированное  строительство специальных  железнодорожных путей для скоростных поездов из Москвы в Санкт-Петербург, а в дальнейшем –– из Москвы в Сочи. Так что можно сочетать антикризисные меры по борьбе с безработицей  и выполнение задач по формированию современной инфраструктуры, предусмотренной долгосрочной программой развития транспорта в Российской Федерации до 2030 г., утвержденной недавно правительством.

Если оценить, сколько стоит кризис с макроэкономических позиций, то, по-видимому, это  можно сделать путем оценки упущенной выгоды от увеличения ВВП  в текущем году,  плюс затраты резервов и возможное увеличение долга.  Рост ВВП в 2009 г. ожидается в размере 3%  вместо обычного среднего многолетнего 7%-ого увеличения.

По-видимому, последняя цифра является заниженной, т.к. в 2007 г. рост ВВП  превысил 8%, а за 9, в основном докризисных, месяцев 2008 г., рост ВВП  составил 7,8%. Сокращение темпов экономического роста более чем вдвое  при значительном сокращении цены на нефть и газ, которые на половину формировали доходы  федерального бюджета, привело к сокращению роста бюджета примерно с 36% в 2007 г. и 30% в 2008 г. до 10–15% в 2009 г.

Сократился объем Золотовалютных резервов, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния, примерно на 200 млрд долл. Кроме того, в 2009 г. госбюджет ожидается  дефицитным: по крайней мере, в размере 20–30 млрд долл., тогда как в 2008 г. его профицит приблизился к 100 млрд долл.

Резкое торможение экономики страны в четвертом квартале 2008 г., в целом в 2009 г. и, вероятно, в первом полугодии 2010 г. будет равно годовому приросту валового  внутреннего продукта страны. Другими словами,  отбросит нас назад  минимум на один год.

Представляелось, что финансо-экономический  кризис 2008–2010 гг.  вызовет сокращение инвестиций, вероятно, на 5–10%, при сокращении прироста ВВП до 3–4% и, возможно,  относительно небольшом сокращении  объемов промышленного  производства.

Снижение инвестиций в  основной капитал, которые являются вложениями в будущее, естественно,  скажется на сокращении темпов  экономического роста в последующие годы. При  росте инвестиций в Российской Федерации на 10% экономический рост за счет инвестиций может быть оценен в 3%. Если же инвестиции сократятся на 5–10%, то это замедлит экономический рост.  Через 5 лет, когда эти инвестиции должны будут воплотиться в основные производственные фонды, темп экономического развития может замедлиться на 1–2% в год. Это является одним из аргументов в пользу довода о том, что выход из кризиса будет замедленным,  вялым.

Со второй половины 2010 г. восстановится  средний темп социально-экономического развития Российской Федерации, который был до кризиса.  Столь позитивный прогноз на будущее вряд ли оправдан.

Скорее всего, нынешний финансово-экономический кризис приведет к депрессии, и возникшая после кризиса стагнация с крайне низкими темпами экономического развития и, может быть, с весьма высокой инфляцией может продлиться несколько лет,  в течение которых при эффективной целенаправленной  экономической  политике возможно создание условий для нового подъема российской экономики,  в значительной мере базирующихся уже на новых факторах и источниках экономического роста, заменяющих рост цен на экспортные товары Российской Федерации, главным образом, на нефть и газ, за счет которых в прошлом  получалось до половины прироста нашего ВВП. Если этот прогноз оправдается, то в результате кризиса и связанных с ним процессов мы потеряем не один, а может быть 2–3 года в нашем  поступательном  экономическом развитии.

Слабым утешением может служить то, что потеряем не только мы, но, по-видимому, и развитие мирового хозяйства в целом. Потеряют все. Но все же развивающиеся страны во главе с Китаем  сократят темп экономического роста в 2010–2011 гг. до 4–4,5% против 5% в прошлом.  Развитые страны, скорее всего, вряд ли увеличат свое годовое производство больше, чем на 1–1,5%, в то время как раньше развивались по 3%. Российская Федерация же вместо 7%  среднегодового темпа будет увеличивать ВВП, по-видимому, по 3–4% в год, впервые уступая темпами экономического роста развивающихся стран, но продолжая сближаться  с развитыми странами. 

Российский рынок банковских услуг будет развиваться в условиях обостряющейся конкуренции, в том числе вследствие роста участия иностранного капитала и расширения региональной сети крупных российских банков, что стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий.

 Сохранение инвестиционной привлекательности банковского сектора позволит  повысить уровень его капитализации, прежде всего за счет реализации вновь выпускаемых акций, приобретаемых российскими и зарубежными инвесторами.

Указанным целям будет также способствовать осуществление мер по улучшению законодательных условий привлечения капитала в банковский сектор путем публичного размещения акций, в том числе части отмены обязательности регистрации отчета об итогах выпуска акций, отмены ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом.

 В 2009–2011 гг.  деятельность Центрального банка РФ в сфере регулирования и надзора в соответствии с ФЗ «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)»  будет направлена на поддержание стабильности банковской системы  Российской Федерации и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.  Одновременно Центральный банк РФ будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Несмотря на перспективы развития и наличие определенных положительных результатов, к сожалению, по размеру и уровню развития банковская система в Российской Федерации по-прежнему находится даже не в первой десятке.

В целом развитие банковского сектора в период 2008-2009 гг. сопровождалось серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные:

1) рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования – внешний долг банков на конец сентября 2008 г. составил 198,2 млрд долл., т. е. порядка 20% пассивов национальной банковской системы;

2) сохранение низкого уровня капитализации банков.

Срочные антикризисные меры принимались Правительством РФ и Центральным банком РФ в целом своевременно и эффективно, что стабилизировало работу банковской системы. Однако сегодня необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора  экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не достигнуть дальнейшего обострения кризисной ситуации. Необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.

Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка. Для формирования базы пассивов могли бы помочь следующие меры:

1) обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Центрального банка РФ и снижение их стоимости;

2) увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн руб. непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

3) страхование средств юридических лиц в банках;

4) законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов – данный законопроект уже внесен на рассмотрение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации;

5) предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках;