logo
Зеленая карточка Страхование

1. Международная система автострахования

«ЗЕЛЁНАЯ КАРТОЧКА»

    1. . Понятие «Зелёная карточка» и её развитие

В послевоенное время в связи с возрастанием автомобильного движения в европейских странах надо было как можно быстрее создать систему, которая могла бы обеспечить две основных цели:

- защита интересов пострадавшего в результате дорожно-транспортного события в случае причинения нему убытка (вреда) иностранным гражданином;

- защита собственника транспортного средства во время путешествия по территории Европы от необходимости выполнения дополнительных требований с автострахування, которые предполагаются национальными законами об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Тщательно рассматривая этот вопрос, созданный в 1946 году подкомитет по автотранспорту Комитета по транспорту Европейской экономической комиссии ООН в Женеве представил свои предложения в Рекомендации №5 от 25.01.49 г., которая и устанавливала собствено систему "Зеленая карточка", что со временем было закреплено в Резолюции ООН №43 от 05.06.52 г. (вступила в силу 01.01.53 г.). Многочисленные вопросы, которые оставались неурегулированными в этой Рекомендации, нашли свое отражение в так называемом Лондонском соглашении - типичном двустороннем соглашении, которое было принято в 1949 году на встрече представителей страховых компаний заинтересованных стран в Лондоне. Тогда же там был основан Совет Бюро - орган управления новой системы.

Таким образом, непосредственной основой действия системы "Зеленая карточка" стал не многосторонний договор, а ряд двусторонних соглашений, заключенных на основе Лондонского образцового соглашения, между организациями - членами системы. Одним из принципов системы "Зеленая карточка" является требование о том, что в каждом государстве, которое желает вступить в систему "Зеленая карточка", создается Национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности собственников автотранспортных средств.

Кроме этого, соответственно Европейской конвенции "О наказании за дорожно-транспортные преступления" (ETS N 52, Страсбург, 30 ноября 1964 года), предусмотрено, что органы государственной власти страны пребывания гражданина имеют право вести судебное преследование по доверенности государства по факту ДТП (совершения преступления), учиненного таким гражданином на территории этого государства. При этом следует заметить, что к дорожно-транспортным преступлениям, соответственно этой Конвенции, относится управление транспортным средством без наличия страхового полиса ответственности перед третьими лицами от убытков, вследствие использования такого транспортного средства.

В систему "Зеленая карточка" в 1953 году вошли 10 стран - членов ЕС (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция).

Таким образом, "Зеленая карточка" - это полис страхования ответственности владельцев транспортных средств, которые выезжают за границу. В большинстве стран Европы принято обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, поэтому лицо, которое въезжает на автомобиле на территорию каждой такой страны, обязана иметь полис страхования ответственности. Система "Зеленая карточка" является международным договором, созданным сообществом страховщиков, которые осуществляют обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Одновременно название "Зеленая карточка" присвоено страховому удостоверению, которое подтверждает, что его владелец является владельцем транспортного средства, гражданская ответственность которого застрахована. Если вы собираетесь выехать на автомобиле за границу, желательно, а во многих случаях обязательно, получить "Зеленую карточку". Этот документ дает гарантию того, что страховое покрытие согласно полису страхования гражданской ответственности за вред, причиненный третьим лицам, отвечает минимальным требованиям страны, в которую вы попадаете. Страны-участники Договора о Зеленой карточке взяли на себя обязательства признать на территории каждой из стран страховые полисы (Зеленые карты) о страховании гражданской ответственности. В каждой стране - участницы системы "Зеленая карточка" страховыми организациями создается Национальные бюро, которые выполняют две основные функции: выпускают удостоверения "Зеленая карточка" для выдачи их страхователям (Бюро по возмещению убытков), а также регулируют претензии, которые возникают в стране и подают иски иностранным гражданам, виновным в причинении вреда (убытка) при использовании ими автотранспортных средств (Бюро по урегулированию претензий). Удостоверение "Зеленая карточка" является эквивалентом страхового полиса.