Глава III методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках
Управление рисками не представляет собой набора формальных действий, которые осуществляются в некоем вакууме. Работая вместе с линейным руководством, работник, готовящий оценку, пытается определить риск, минимизировать и смягчить потери, где это возможно. Оценка успеха связана с осуществлением именно этих задач.
При правильном осуществлении, оценка процесса представляет собой подтвержденное исследованиями обоснованное указание на состояние и результативность направленного осуществления управления рисками.
До недавнего времени управление рисками не имело особого значения для банков. Процентные ставки фиксировались монетарными властями, структура финансовых инструментов часто устанавливалась заранее, финансовые рынки отличались малой глубиной и степенью активности, банкам не разрешалось вести операции в иностранной валюте, планирование было очень поверхностным и относительным, т.к. банки обладали ограниченной автономностью, а национальные стандарты учета не требовали той степени раскрытия информации, которая позволила бы оценить прибыльность или достаточность капитала.
Сейчас на многих рынках положение меняется, в некоторых случаях довольно резко, что потребовало срочного усиления управления финансами и рисками банков, функционирующих на этих рынках. Необходимо укрепить несколько областей: финансовую информацию нужно сделать более доступной, нужно развивать финансовую политику, финансовые навыки, в особенности в управлении активами и обязательствами, обязательствами и портфелями, необходимо создать процесс управления активами и обязательствами, улучшить организационную структуру, четко распределить обязанности по финансовому управлению и повысить эффективность контроля.
Управление финансами в значительной степени фокусируется на управлении риском. Хотя функция управления финансами не отвечает исключительно за управление всеми банковскими рисками, она играет центральную роль в определении объема, отслеживания и планирования эффективного управления риском.
Управление активами, связанными с рисками и контроль. Активы, связанные с рисками, как они характеризуются в банковском регулировании, обычно не включают денежные средства и ближайшие заменители денег, такие как банковские векселя, высоконадежные ценные бумаги и золото. Активы, связанные с риском обычно составляют большую часть всех активов.
Приобретение таких активов и управление ими является основой управленческого процесса в банке, потому что именно эти активы и обеспечивают основную долю доходов банка. Стратегические планы в отношении этих активов должны оценивать существующие и потенциальные рынки, стратегию и качество портфеля.
К ВОПРОСУ О СТРАХОВАНИИ ДЕПОЗИТОВ
Что касается банковских депозитов, сейчас в стране рассматриваются методы страхования банковских депозитов.Отсюда возникает предложение ознакомиться с данным методом и руководство банка может рассмотреть вопрос о страховании депозитов. Но прежде чем рекомендовать данное предложение необходимо детально его изучить. Немного истории:
Банкротство некоторых российских банков и имевший место в конце августа 1995 г. банковский кризис в очередной раз заставляют вернуться к вопросу страхования вкладчиков банков от подобного рода социальных потрясений.
Некоторая схема страхования вкладов в финансовых организациях Москвы существует уже более года. Такие компании как "АСТРОВАЗ", "Орбита", "Рослесстрахование" производят страхование таких рисков, а страховые фирмы "Микора", "Роспотребрезерв", "Гарант" прекратили их страхование.
Страховая компания "АСТРОВАЗ", например, свою деятельность основывает на системе залогов. В этом случае кроме довольно крупной страховой премии страхователю приходится вносить в страховую компанию залог при величине риска вложения превышающей рискованность Сберегательного банка РВ. 11 Но эта схема очень дорогостояща и, кроме внешне очевидных издержек, присутствуют такие как предоставление безвозмездного (или весьма льготного) кредита страховой компании, издержки, связанные с переоценкой сложности и тяжести риска и другие.
Говорить же о массовости такого явления не приходится: страхованием охвачены наиболее известные структуры, деятельность которых прогнозируется. Кроме того, в ней не задействованы отечественные банки.
Справедливо возникает вопрос о том, как ввести систему страхования вкладов в отечественной экономике и избежать серьезных ошибок на этом пути? Один из выходов - обратиться к богатому зарубежному опыту. За рубежом страхование вкладов в ссудосберегательных институтах имеет давние традиции. Как минимум 27 стран имеют федеральную систему страхования депозитов. А опыт Соединенных Штатов Америки - первая в истории попытка введения государственной системы страхования депозитов.
Страхование вкладов обычно вводилось в наиболее экономически тяжелые для стран и их банковских систем периоды. Прогрессивно мыслящие руководители некоторых стран обеспечивали становление и развитие национальных систем страхования вкладов в кредитно-сберегательных институтах до экономических катастроф, в их преддверии. Российская экономика еще имеет время для введения страховой защиты банковских вкладов населения до окончания понижательной стадии в ее экономическом развитии.
Справедливо возникает вопрос о согласованности введения обязательного страхования вкладов частных лиц в коммерческих банках РФ с проводимой Центральным Банком Российской Федерации макроэкономической политикой, ориентированной на ликвидацию слабых (малых) банков и выживание больших и сильных. В этой связи интересно, что введение схем страхования вкладов в 1910-1917 годах в США рассматривалось как эффективная мера направленная, прежде всего, на поддержку малых банков и их конкурентоспособности с большими. Эта мера заложила основы для многостороннего и многопланового развития банковской системы США до ее сегодняшнего состояния.
Очевидно, что, подрывая позиции малых банков, Центральный банк РФ ставит под угрозу всю банковскую систему, в том числе и крупные банки, на которые ориентирована реформа. В данном случае депозитное страхование даст существенные социальные гарантии вкладчикам и позволит выжить не только большему количеству банков, но и всей отечественной банковской системе. Дополнительно будут созданы условия для конкурентоспособного функционирования малых банков - неотъемлемого сегмента на рынке банковских услуг (малые специализированные банки, местные банки, банки ассоциаций и союзов малых предприятий и т.д.).
Необходимо принимать во внимание также, что введение системы страхования банковских вкладов рассматривается зарубежными учеными как скорейший способ сохранения спокойствия в обществе и достижения социального согласия в экономически сложных ситуациях. 12
Отталкиваясь от непротиворечивости политики Центробанка России и рассматриваемой меры полезно определить форму и статус страховщика. Руководитель Росстрахнадзора Ю. Бугаев считает, что страховые компании не смогут принять на страхование риски по защите вкладов частных вкладчиков в коммерческих банках, что объясняет недостаточностью средств страховщиков, а также тем, что риск, связанный с банкротством банка нельзя квалифицировать как страховой. 13
С этим нельзя не согласиться. Если в развитых капиталистических странах стабильность кредитно-сберегательного института определяется структурой его активов14, то в России этот риск не является страховым (с точки зрения коммерческих страховых организаций), так как он зависит от не просчитываемых методами страховой математики страховых событий (нечестность управляющего (в условиях отсутствия страхования его ответственности), личные интересы учредителей и т.д.).
Очевидно, что в этой ситуации возможно создание лишь государственной системы страхования вкладов, когда под эгидой Центрального Банка создается централизованный страховой фонд.
Центральный Банк России признал необходимость принятия Закона об обязательном страховании банковских вкладов граждан. Такой Закон сможет не только удержать вклады населения в банках (а они составляют около четверти от общих ресурсов банковской системы), но сыграет существенную роль в привлечении новых вкладчиков (потенциально богатый внутренний инвестиционный источник). В то же время Центробанк отрицательно оценил существующий законопроект.15 Банки, привлекающие денежные средства населения в обязательном порядке, согласно проекту, будут формировать страховой фонд, средства из которого будут выплачиваться в страховых случаях. При недостаточности средств фонда (велика вероятность этого на начальной стадии его работы), по решению Совета фонда средства на покрытие дефицита выделяют все банки-участники, что ставит в невыгодное положение стабильные банки, которых насильно будут заставлять покрывать задолженность банков-банкротов. Сегодняшний законопроект, по мнению руководства Центрального Банка, требует проведения экспертной оценки затрат на обеспечение деятельности страхового фонда, которые, по предварительным прогнозам, сопоставимы с расходами Банка на обеспечение деятельности всей системы надзора за банковской деятельностью.
Введение обязательного страхования вкладов частных лиц в банковских учреждениях России позволит заложить основы социального согласия в нашем обществе и даст прецедент введения обязательного страхования ориентированного на долгосрочное развитие и совершенствование. Банковской системе страны будет дан новый импульс стабильного и неограниченного потенциального развития.
В помощь банкам даже Центробанк РФ намерен осуществлять мониторинг кредитоспособности и финансового состояния промышленных предприятий. В качестве других шагов реформирования банковского сектора страны рассматриваются предоставление гарантий сохранности депозитов в коммерческих банках, осуществление контроля за правильностью ведения банковских счетов, а также отстранение от ведения дел банковских работников с сомнительной репутацией.
В числе факторов, определяющих слабость существующих финансовых институтов, следует назвать ограниченные возможности контроля (инспекции на местах и внешние проверки), а также уровень, до которого центральные банки способны выполнять эту функцию в отношении большого числа мелких банков. Так, по данным московского управления ГУ ЦБ РФ, наиболее распространенными нарушениями экономических нормативов Центробанка являются показатели текущей и мгновенной ликвидности (нормативы Н2, Н3); соотношения ликвидных активов и суммарных активов (Н5);
максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) (Н8), на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6); максимального размера привлеченные денежные вклады населения (Н11).
Финансовой отчетности уделяется внимание, поскольку прежние ее формы можно рассматривать как малоэффективные по следующим признакам:
неадекватная классификация займов, нормы приращения процентов и пролонгация кредитов превышали показатели по качеству и размерам активов и размывали очертания потенциальных проблем ликвидности;
резервы по покрытию кредитных потерь обеспечивались лишь в ряде случаев и превышали размер доходов и капитала;
анализ финансового риска был неточным, скрывал технические аспекты неплатежеспособности банка;
размер минимального капитала и стандарты по адекватности капитала не были приведены в соответствие с критериями здорового функционирования банковского сектора.
Принимая во внимание эти данные, вряд ли можно было ожидать, что число профессионалов по отчетности и аудиту, которые могли бы осуществлять необходимый коммерческий менеджмент, окажется достаточным. В качестве решения проблемы предлагается сокращение числа банков посредством ужесточения правил лицензирования кредитных институтов.
Дело в том, что хотя небольшой капитал и простая процедура лицензирования поощряют частных лиц к действию, возрастающий риск малоэффективного управления и нерациональная кредитная политика могут подорвать стабильность банковского сектора. Эксперты Всемирного банка сделали вывод о десятикратном сокращении числа банков в России к началу 1999 года на основании исследований ситуации в банковском секторе, проведенных с учетом новых требований ЦБ РФ, в частности, учитывалось, что с 1 января 1999 года минимальный размер собственных средств кредитного учреждения должен составлять 5 млн. ЭКЮ. Полемизируя с представителями Мирового банка, зам пред ЦБ РФ Александр Турбанов высказал мнение, что в ближайшие два года количество российских банков может сократиться вдвое, но никак не в 10 раз. Показательный пример Тверьуниверсалбанк, у которого в начале июля была отозвана лицензия на проведение банковских операций, но который вновь может обратиться в Банк России за ее восстановлением, после того как над ним введено внешнее управление сроком на 1 год.
Жесткий альтернативный подход к лицензированию и высоким требованиям к минимальному капиталу может привести к накоплению критической массы в банках и обеспечить большую вероятность долгосрочной стабильности, однако, при этом возникают барьеры на пути формирования сектора мелких частных банков, способных удовлетворить потребности частного сектора.
Комментируя проблемы минимального капитала, Александр Турбанов отметил, что наряду с крупными банками в ближайшие несколько лет будут работать и более мелкие кредитные институты, поскольку: "коммерческие банки некоторых российских регионов чисто физически не могут так быстро нарастить свой капитал", а открытие филиалов и отделений в удаленных от центра РФ областях для крупных ком банков является просто нерентабельным". В связи с этим зам пред Центробанка в дальнейшем не исключил возможности снижения нормативов ЦБ РФ для региональных банков.
Эффективность финансового сектора зависит от должного функционирования соответствующих институтов. Центральные банки получают для их создания техническую помощь и хорошо подготовленные кадры, например, для совершенствования инфраструктуры регулирования и расширения возможностей мониторинга; одновременно они работают над улучшением качества информационных потоков, систем платежей и реорганизацией для более эффективного использования капитала.
Для решения задач в сфере владение-менеджмент часто привлекаются независимые эксперты, работающие в регулирующих организациях. В ряде случаев вводятся рамки на инвестиции в ценных бумагах, ограничивающие концентрацию влияния того или иного агента.
Имеют место ограничения по кредитам для держателей ценных бумаг, призванные повысить автономность банка и перевести в плоскость практического применения критерии (в большей степени ориентированные на рынок) для принятия верных решений по кредитам и инвестициям. Данные изменения в корпоративном управлении банками не являются самодостаточными, но при этом рассматриваются как жизненно важные вехи переходного периода и одно из средств совершенствования моделей управления банками, которые сложились до переходного этапа.
Разработка системного подхода к всеобъемлющему управлению рисками является ключевым требованием ко всем организациям по контролю за деятельностью банков и должна быть завершена в кратчайшие сроки.
Эффективной работе систем контроля препятствуют следующие факторы:
недостаточное число квалифицированных контролеров, способных проводить инспекции на местах и внешний мониторинг;
малоэффективные информационные системы, задерживающие внешний контроль в период ограниченных возможностей. В числе недостатков информационных систем называют низкие качество и оперативность, а также отсутствие "горячих данных" и систем "раннего предупреждения". Кроме того, финансовая информация часто не отвечает необходимым требованиям для проведения внешних инспекций.
При этом возможности имеющихся аудиторских структур, призванных восполнять такие пробелы либо недоступны, либо слишком дороги;
контролеры часто не имеют полномочий, необходимых для решения того или иного вопроса, поскольку крупнейшие банки все еще находятся в государственном владении. Меры, которые могут рассматриваться как "логичные" в финансовом и операционном отношении, не всегда одобряются и выполняются старшими менеджерами;
контроль за деятельностью банков часто фокусируется на сиюминутных вопросах (например, ликвидность), при отсутствии долгосрочных подходов к управлению рисками.
В программах реформ практически всех стран с переходной экономикой поддерживаются меры по обучению и технической помощи, направленные на увеличение числа опытных контролеров. Для ускорения и совершенствования процесса становления систем по контролю за деятельностью банков в программах реформ также предусматривается совершенствование необходимых регулирующих положений, проверки на местах с высокой степенью превентивности, расширенные стандарты на лицензирование и другие финансовые требования, создание более совершенных информационных систем (техническое и программное обеспечение для компьютерных центров, нормы отчетности), и, наконец, создание структур оперативной доставки, призванных ускорить обмен информационными потоками.
Следует выделить следующие основные проблемы в юридической и регулирующей среде:
неудовлетворительное разделение функций центральных и коммерческих банков; неудовлетворительное разделение функций коммерческих банков и сервисных структур финансового сектора (страхование, ценные бумаги);
неудовлетворительное состояние юридической основы и инфраструктуры, относящейся к правам на собственность, обеспечению под залог, процедурам ликвидации, нарушениям контрактных обязательств и восстановлению кредитов.
Сюда же можно отнести неадекватные гражданские и коммерческие кодексы и законодательные положения об обеспечении под залог, неорганизованные или неполные регистры недвижимости, малоэффективную систему гражданских судов, перегруженную различными делами, и ограниченный набор внесудебных средств урегулирования споров; неадекватные структуры менеджмента, владения, и управления; фрагментарные или неадекватные схемы страхования вкладов, при которых гарантом выступает лишь один или несколько избранных банков; неадекватные принципы выдачи банковских лицензий, классификации займов, приращения процентов, оценки рисков и кредитных потерь, оценки адекватности капитала и минимального капитала; концентрация кредитов, низкоэффективная работа с иностранной валютой, малообоснованные процедуры регистрации и отказа от обязательств.
Юридические реформы направлены на решение некоторых (но далеко не всех) проблем.
Новые, и - там где возможно - скорректированные банковские законодательства привели к созданию двухъярусных банковских систем в странах, для которых ранее была естественной моно банковская система. Эти законодательства расчистили путь для частных и зарубежных инвестиций в банковский сектор и одновременно заложили генеральные направления для разумного менеджмента. Например, в некоторых странах, где развиваются инвестиционные фонды приватизации и рынки ценных бумаг, дополнительные законы или поправки могут оказать существенную помощь для гарантий по банковским депозитам в зависимости от колебаний на рынках ценных бумаг и снизить уровень риска для клиента. Этого можно добиться и в том случае, если в обозримом будущем банки смогут действовать в качестве активных агентов на рынках страхования, недвижимости, торгово-промышленного капитала и ряда других рынков, в которых потенциально заложены значительный риск, соразмерное распределение ресурсов и специализированная экспертиза менеджмента.
Наряду с другими аспектами, связанными с банковским сектором, полученными в наследство от социализма, странам с переходной экономикой приходится сталкиваться с проблемой "оптимальных" рамок банковских секторов, принимая во внимание диспропорции, восходящие к недалекому прошлому, низкую нынешнюю эффективность финансовых институтов и необходимые требования по лицензированию и критериям капитала.
Диспропорции, как правило, соотносятся с излишней "специализацией" банков по секторам (сельское хозяйство, жилищное строительство, промышленное производство), функциями (сбережения), территорией (привязка к региону), а также ограниченными возможностями по диверсификации портфелей.
В странах с переходной экономикой отсутствует инфраструктура, которая могла бы служить базой для операций по факторингу, аренде, страхованию, недвижимости, взаимным фондам и затратам капитала на различные проекты, созданию брокерской системы, агентств по управлению кредитами и многих других небанковских институтов.
Система страхования депозитов пока не имеет четких рамок по потолку депозитов и механизмов определения затрат для покрытия расходов по обслуживанию депозитов.
Данный фактор нарушает развитие конкурентоспособных рынков; обеспечение защиты депозитов на уровне стандартных государственных гарантий становится недостижимым.
Законы о налогообложении часто отпугивают банки от разумной практики по кредитным потерям. Банкам нужно разрешить изыскивать средства для покрытия убытков по кредитам до выплаты налогов на прибыль, что заставит их предоставлять более точные отчеты по прибыли, состоянию капитала и резервов.
Контролирование официального курса инфляции, процентных ставок и стоимости всех вводимых ресурсов, включая стоимость самих денег, снижали потенциал финансовых ресурсов, не давая структурам управления предприятиями накапливать необходимый капитал, развивать у сотрудников профессиональные навыки по долгосрочному инвестиционному планированию, а также затрудняли управление рабочим капиталом во время осуществления тех или иных текущих операций.
Недостаточные возможности различных институтов, неквалифицированный персонал и неадекватные юридические и регулирующие системы способны серьезно подорвать положительные перемены, имевшие место на ранних стадиях pекапитализации банковской системы России, несмотря на преимущества в виде масштабной приватизации банков.
Достоинства и недостатки банковской рекапитализации
Достоинства
Уменьшается риск пролонгации кредитов и капитализации процентов, а также снижаются стимулы банков к принятию на себя чрезмерного риска.
Рекапитализация должна побудить банки приступить к осуществлению планов реструктуризации предприятий, финансирование которых они хотят продолжить, а также попридержать кредитование предприятий, которые они считают неплатежеспособными. При этом необходимо, чтобы банки были ориентированы на рынок и брали на вооружение критерии коммерческой выгоды и производительности, что наилучшим образом достигается посредством приватизации.
Недостатки
В большинстве случаев рекапитализация проводится через выпуск правительственных облигаций и, тем самым, повышается степень государственного контроля над банками. Рекапитализация снижает стимулы банков к ориентации на широкий рынок в деле распределения кредитов и общих операций, увеличивает вероятность постоянных финансовых расходов.
УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ
Ликвидность управляется чтобы обеспечить поддержание банком требуемого уровня резервов в Центральном банке и гарантии достаточной ликвидности для предполагаемых и неожиданных нужд. Основная цель управления ликвидностью заключается в том, чтобы всегда можно было бы удовлетворить потребность в наличных средствах при разумных затратах. Как уже отмечалось выше, потребности в наличных средствах могут быть удовлетворены за счет истечения срока обязательств или продажи активов, а также путем приобретения депозитов или дополнительного финансирования на рынках денег.
Управление ликвидностью обязательств предполагает, в основном, расширение, диверсификацию и количественную оценку источников дополнительного финансирования. Увеличение числа тех, кто готов предоставить фонды, знаком с банком и хотел бы инвестировать в денежные инструменты банка, может расширить возможность банка получать средства тогда, когда это оказывается необходимым. Диверсификация типов источников финансов стабилизирует возможности финансирования и уменьшает степень концентрации финансов, которая может сделать банк уязвимым для проблем, создаваемым крупным поставщиком средств для банка. Количественное определение финансирования с потенциального денежного рынка является неотъемлемой частью измерения ликвидности в таких учреждениях. Банки , которые опираются на управление обязательствами, должны иметь очень острое понимание потенциальной хрупкости как денежного рынка, так и финансовых условий основных источников финансирования на этих рынках.
Так же как и в случае риска по процентной ставке, ликвидность может управляться для каждого типа валюты, с которой работает организация. Работая в национальной валюте, организация часто будет иметь возможность стучаться в двери центрального банка для решения серьезных проблем, связанных с неожиданной потребностью в ликвидных средствах либо, обеспечивая заем подходящим залогом, либо приобретая заемные средства без обеспечения. Эта функция центрального банка - выступать кредитором в последней инстанции - редко доходит до возможности предоставления средств в иностранной валюте. Если национальная валюта не является свободно конвертируемой, для иностранной валюты следует применять более консервативные способы управления ликвидностью.
Чтобы быть готовым ко всякого рода неожиданностям с ликвидностью в такой обстановке служба управления активами и обязательствами разрабатывает планы на случай чрезвычайных обстоятельств. В таких планах рассматриваются варианты худшего сценария и разрабатываются стратегия решения подобных ситуаций.
Помимо разработки планов на случай чрезвычайных обстоятельств те, кто управляет активами и обязательствами, могут предпринять профилактические действия по повышению уровня ликвидности, когда возникает вероятность для банка развития именно такой ситуации. Например, можно продлить срок действия обязательств для того чтобы.сократить потенциальную потребность в наличных средствах в течение ближайшего временного периода. Но для того, чтобы предпринять такое действие, подразделение по управлению активами и обязательствами должно быть полностью информировано о состоянии банка. Это обычно подразумевает понимание качества портфеля займов.
Однако, часто бывает, что служба управления активами и обязательствами узнает о серьезных трудностях, возникающих в связи с кредитами всего лишь за несколько дней или даже часов до того, как об этих трудностях становится известно всем. руководители, ответственные за состояние кредитного портфеля, действуют таким образом, чтобы затемнить ситуацию с ухудшением качества кредитов до тех пор, пока эта ситуация не достигает критической точки. Поэтому очень важна надежная внутренняя система связи, с тем чтобы управление активами и обязательствами могло эффективно использовать период между временем идентификации проблемы внутри банка и временем, когда эти проблемы становятся известны за пределами банка.
Измерение и ограничение риска процентной ставки и дисбаланса ликвидности
Руководители должны по крайней мере использовать сообщения о форвардных разрывах для оценки и контроля банковского риска по процентной ставке и для управления ликвидностью в иностранной валюте.
Измерение и ограничение кредитного риска
Объем кредитного риска при реализации контракта - это абсолютная величина платежа, который должен быть сделан банком. Величина кредитного риска, который существует до урегулирования контракта, если таковой существует, зависит от движений курса обмена валюты вслед за заключением контракта. Если курс меняется в пользу банка, это порождает кредитный риск. Если курс меняется против позиции банка, банк не имеет кредитного риска. До заключения с контрагентом забалансового контракта по курсу обмена иностранных валют руководителю следует оценить потенциальный кредитный риск, который может появиться в течение действия контракта. Чем дольше срок контракта и чем более подвижен курс обмена, тем больший существующий кредитный риск по отношению к номинальной стоимости контракта.
Для уменьшения кредитного риска банк должен отдельно утверждать границы по урегулированию и границы по объему для каждого контрагента, с которым банк заключает забалансовый контракт по курсу обмена иностранной валюты. Такой границей является предоставление общей кредитной линии клиенту в банке, объем которой должен быть установлен кредитным отделом банка, а не отделом иностранной валюты.
Помимо кредитного риска, присущего каждому такому займу, банк таким образом невольно подвергается рискам курса обмена и процентной ставки вследствие непредвиденных изменений своей позиции по иностранной валюте.
Измерение и ограничение странового риска
В принципе все сделки, включающие возникновение дебиторской задолженности в иностранной валюте, могут вызвать страновой риск. Измерение и ограничение странового риска предполагает управление всей дебиторской задолженностью, которая должна быть погашена контрагентами в каждой стране. На практике для контрагентов, действующих в странах с неконвертируемой валютой или там, где существует потенциальная угроза возникновения нехватки иностранной валюты, для контрагентов должны быть установлены ограничения.
УПРАВЛЕНИЕ ПОЗИЦИЯМИ ПО ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ
Совет директоров и высшее руководство банка должны определить, должен ли банк и до какой степени проводить сделки в иностранной валюте. Для многих банков ресурсы, требуемые для правильного управления риском по иностранной валюте являются недоступными. Другие банки рассматривают потенциальные риски, связанные с ведением сделок в иностранной валюте, как риски, перевешивающие потенциальную прибыльность бизнеса. Эти банки могут решить не действовать как ответственное лицо в сделках с использованием иностранной валюты, а предпочтут пропускать все необходимые их клиентам операции с валютой через корреспондентские банки.
Там, где изменения курса обмена определяются рыночными силами и где бухгалтерская и правовая системы сосредотачиваются на результатах рынка, проведение банковских операций в иностранной валюте опирается на разумную дисциплину.
Руководство должно считаться с рыночными силами. Оно должно стремиться овладеть новыми навыками и учиться уметь оценивать разумные риски и получаемое вознаграждение за допустимую степень валютного риска иностранной валюты.
Руководители стремятся совершенствовать своевременность и точность своих информационных систем чтобы облегчить для себя возможность контролирования рисков и получения прибыли. Свободный доступ к ликвидным рынкам позволяет банкам хеджировать (страховать) позиции в иностранной валюте легко и эффективно, обеспечивая основу для разумного управления риском. При этих условиях банки могут считать приемлемым держать открытые позиции для осуществления возможности предоставить клиенту необходимый заем и оказать ему депозитные услуги, поскольку они имеют возможность быстро изменять эти позиции, если в этом возникает необходимость.
Такие банки могут также осуществлять небольшие торговые операции для того чтобы расширить свой доступ к рынкам контрагентов и усовершенствовать свои знания условий рынка.
Такие условия не всегда существуют . Стоимость национальной валюты часто контролируется государством, доступ к иностранной валюте может быть ограничен, а правовой режим и система бухгалтерского учета могут быть неэффективными. Те, кто руководит риском по курсу обмена, не подвергается воздействию рыночных сил или влиянию внешней дисциплины. Часто эти руководители имеют малый опыт и стремятся не входить в постоянно меняющийся характер рынка. Часто трудно бывает получить своевременную информацию по открытым позициям.
Недостаток информации делает ограничение риска бессмысленным. Эти недостатки часто оказываются заметными только на этапе перехода страны к более рыночно ориентированной системе или когда курс обмена значительно пересматривается.
Для банков, которые решают заняться бизнесом, связанным с использованием иностранной валюты, высшее руководство и Совет должны гарантировать проведение операций в надежных условиях и в соответствии с правилами и практикой. Масштаб операций и принятие риска должны основываться на общем качестве процесса управления риском и на характере валютных рынков в стране, в которой работает банк и его контрагенты. Опыт и знания управления банка и его персонала, своевременность и точность информационных систем и эффективность установленных лимитов риска являются ключевыми характеристиками качества процесса управления рисками. Процесс управления риском должен поддерживаться надежными бухгалтерскими процедурами, всесторонним внутренним контролем и адекватной технологией.
УПРАВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ
Обязанности управления обменом иностранной валюты должны быть определены четко и ясно. Обычно отдел управления иностранной валютой (или другое подразделение) несет ответственность за проведение сделок в иностранной валюте и гарантирует соблюдение ограничений по риску. В зависимости от размера организации отдел по работе с иностранной валютой или какое-то четко выделенное для этих целей подразделение отвечает за операции и за подготовку отчетов для руководства.
Ответственность за установление границ для контрагентов и регулирование, в случае странового риска, должны быть интегрированы в общем процессе одобрения на выдачу кредитов по банку. Такая интеграция обеспечивает, что общий потенциальный риск, связанный с высокой степенью концентрации заемщика/контрагента или страны, управляется.
Политика и лимиты
Банки должны иметь письменно изложенную политику, определяющую деятельность по иностранной валюте. Цель письменного изложения такой политики заключается в том, чтобы передать ожидания и намерения старшего руководства и Совета директоров (или другого эквивалентного органа) линейному руководству и персоналу. Таким образом политика должна пересматриваться и получать одобрение Совета директоров. В целом политика должна отражать терпимость Совета и старшего руководства к разной степени рисков, возникающих как следствие деятельности с иностранной валютой.
Политика должна включать формальное утверждение ограничений, на операции в иностранной валюте. Обычно эти внутренние лимиты предлагаются руководством отдела внешнеэкономических связей. Ограничения по позициям, открытым в течение чрезвычайно короткого отрезка времени должны быть установлены для каждого вида валюты отдельно и для всех валют вместе с помощью приемлемых методов агрегирования.И где это необходимо, должны быть установлены лимиты одного дня.
Если пределы основываются на оценке потенциальных потерь в отдельных валютах, потенциальная потеря по каждой валюте может быть агрегирована и сама быть подвергнута ограничению. Если ограничения основываются на размерах открытой позиции по каждой валюте, общую. или валовую
Лимиты должны основываться на оценке потенциальной потери. Вообще говоря лимиты на более подвижные по курсу и менее ликвидные виды валют должны быть ниже лимитов на устойчивые ликвидные валюты. Если позиции относительно малы, может оказаться приемлемым использовать единый лимит для группы твердых валют в совокупности (например для валют Европейского валютного союза). Когда национальная валюта подвергается риску значительной девальвации, все короткие позиции в иностранной валюте должны строго ограничиваться, в особенности короткие позиции по твердой валюте. Длинные позиции в валюте, подвергающейся девальвации, или имеющейся в ограниченных объемах без возможности выхода на другие объемы, также должны строго ограничиваться.
Механизм, с помощью которого устанавливаются ограничения по кредитам контрагенту и урегулированию и страновое ограничение с передачей полномочий внешнему отделу, должен быть зафиксирован в документе, излагающем политику банка. В дополнение к установленному агрегированному лимиту по кредитам для каждого контрагента должен быть установлен лимит риска урегулирования для объема сделки (или сделок), которые могут быть урегулированы в один какой-либо день. Должен быть установлен страновой лимит на полный риск, связанный со всеми контрагентами, располагающимися на территории каждой отдельной страны. В тексте изложения политике должно быть оговорено, что лимиты должны быть установлены четко и должны быть доведены до внешнего отдела и что они должны периодически пересматриваться и обновляться.
Лимиты, применимые к процентной ставке по иностранной валюте и по ликвидности в иностранной валюте, также должны устанавливаться политикой банка.
В документе, излагающем политику банка, должны быть определены минимальные нормативы бухгалтерской отчетности и нормативы переоценки позиций по иностранной валюте, включая частоту проведения таких переоценок для целей управления и целей учета.
Внутри банковская система управления рисками должна основываться на следующих принципах:
- постоянный мониторинг, оценка и контроль за рисками; наличие надежной информационной системы;
- своевременное (чаще всего ежедневное) информирование руководства банка о состоянии дел и изменениях на рынках;
- регулярный контроль счетов и ревизия (аудит) отчетности.
Высший административный орган банка должен одобрить главные принципы организации системы управления рисками, изложенные в письменном виде, регулярно получать информацию о рисках и периодически пересматривать принципы с учетом изменившихся условий.
Коммерческий директор банка обязан разрабатывать принципы и методы осуществления операций с дериватами, регулярно пересматривать их, четко разграничивать полномочия своих подразделений, обеспечивать эффективный внутренний контроль и функционирование информационной системы оповещения о рисках, организовывать дискуссии среди членов высшего руководства и сотрудников соответствующих подразделений банка по поводу методов оценки и измерения рисков.
Коммерческий директор банка обязан разрабатывать принципы и методы осуществления операций с дериватами, регулярно пересматривать их, четко разграничивать полномочия своих подразделений, обеспечивать эффективный внутренний контроль и функционирование информационной системы оповещения о рисках, организовывать дискуссии среди членов высшего руководства и сотрудников соответствующих подразделений банка по поводу методов оценки и измерения рисков.
Персонал, занимающийся управлением рисками (их измерением, наблюдением и контролем), должен быть функционально отделен от персонала, занимающегося коммерческими операциями.
Банк должен располагать подробной собственной методикой систематизации, оценки, измерения и агрегирования рисков. Все используемые банком дериваты должны своевременно и регулярно (не реже одного раза в год) переоцениваться по текущей рыночной стоимости. Следует также регулярно анализировать последствия потенциальных изменений на рынке, моделируя различные ситуации, в том числе "наихудший сценарий" ("Worst Case").
Продуманная внутрибанковская система лимитов и правил позволяет не только ограничивать общие "рискованные" обязательства банков, но и устанавливать соответствующие лимиты для отдельных подразделений банка. О любом превышении установленных лимитов следует сообщать руководству банка, разрешать подобное превышение может только специально уполномоченный на это персонал.
Эффективность управления рисками во многом зависит от качества информационной системы, призванной минимум один раз в день представлять руководству банка информацию о рисках, прибылях и убытках. В свою очередь руководство банка должно следить за тем, чтобы различные элементы системы управления рисками регулярно проверялись и оценивались. В банках, осуществляющих значительный объем операций с дериватами, такие проверки
должны проходить не реже одного раза в год. При обнаружении "слабых мест" и серьезных проблем в деятельности банка частота проверок должна быть повышена. Ревизию (аудит) необходимо проводить и при намечающихся изменениях в деятельности банка. Особое внимание при этом следует уделять деятельности коммерческих служб, распределению функций и задач, организации контроля со стороны руководства банка. В банке должны быть организованы различные потоки информации для управления рисками и внутреннего контроля, с одной стороны, и для коммерческих служб - с другой.
Несмотря на быстрое распространение практики управления рисками в банках и других финансовых учреждениях до сих пор существуют различные определения рисков, что затрудняет разработку единых норм и правил управления рисками.
В рекомендациях "Группы 30" и директивах В12 понятия рисков также трактуются по-разному. Для ученых-статистиков понятие риска означает прежде всего вероятность события, которое может вызвать отклонение от ожидаемых тенденций. Для тех, кто занимается коммерческими операциями, риск означает возможность ущерба от события, которое изменяет исходную ситуацию.
Не до конца ясным остается также вопрос о том, какие события считать "нормальными", т.е. не нарушающими сложившейся тенденции, а какие - чрезвычайными, кризисными, ломающими тенденцию. Практически любое понимание риска является законным, поскольку так или иначе отражает различные ожидания коммерсантов, управляющих, высшего руководства банков и органов контроля. Именно поэтому при организации системы управления рисками следует учитывать все их аспекты и разновидности.
На состоявшейся в ноябре 1993 г. в Лондоне международной конференции по проблемам управления рисками выдвигались следующие рекомендации.
1. Сотрудники коммерческого отдела, занимающиеся сбытом банковских продуктов и услуг, должны иметь в виду, что даже нормальное отклонение от тенденций может принести им убыток. Вместе с тем они не должны думать об этом при заключении каждой сделки, подобно тому как жители Калифорнии не могут постоянно думать о последнем землетрясении.
2. Управляющие банков должны заботиться о сохранении платежеспособности банка даже в условиях кризиса и обеспечивать получение недостающих ресурсов. При этом они должны ориентироваться не на условия кризиса, а на фактическое положение дел в прошлом, на вероятность отклонения событий от сложившейся тенденции, на оценку рисков и поиск возможности получения прибыли.
3. Задачами органов контроля являются надзор за обеспечением платежеспособности всей финансовой системы и соответствующей капиталовооруженности всех участников рынка; обеспечение "прозрачности" рынка, т.е. документального подтверждения реального состояния дел в банках и других финансовых учреждениях, которое оценивается с помощью стандартных показателей и критериев; контроль за отклонениями от "нормы".
Таким образом, общей задачей управляющих банков и органов контроля является обеспечение бескризисного функционирования финансовой инфраструктуры, необходимой для эффективной деятельности банков.
Управление рисками в банках - сложная проблема, которая не ограничивается операциями с дериватами. Это многоступенчатый процесс идентификации, оценки (измерения) и контроля за рисками. Следует помнить, что дериваты, будучи инструментами страхования от рисков, сами могут быть источниками рисков - кредитных, рыночных, промышленных и юридических. Главная опасность дериватов заключается в том, что операции с ними, позволяя использовать сравнительно небольшой объем ликвидных средств, могут приносить огромные доходы и столь же огромные убытки.
Вместе с тем дериваты обладают бесспорными достоинствами, важнейшими из которых являются следующие:
1) операции с дериватами позволяют по-новому распределить риски и шансы на финансовых рынках;
2) дериваты связывают между собой отдельные рынки, улучшая тем самым распределение ресурсов;
3) они способствуют усилению "прозрачности" рынков;
4) операции с дериватами повышают ликвидность рынка кассовых сделок, поскольку более защищенные рынки привлекают больше инвесторов.
Управление рисками при осуществлении коммерческих операций банков приобретает все большее значение, независимо от того, связаны ли эти риски с кассовыми операциями, дериватами или с их комбинацией. Глобализация финансовых рынков заставляет все большее число банков понять, что управление рисками наряду с компетентностью персонала и качеством информационных систем становится решающим фактором повышения и поддержания конкурентоспособности банка.
- Глава I риск как объективная экономическая категория банковской деятельности 5
- Глава II управление рисками 27
- Глава III методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках 71
- 4. Список использованной литературы 92 введение
- Глава I риск как объективная экономическая категория банковской деятельности
- 1.1. Возникновение рисков как экономической категории и их содержание
- 1.1.1. Сущность,содержание и виды рисков
- 1.1.2. Способы оценки степени риска
- 1.2. Банковские риски
- 1.2.1. Понятие рисков,классификация
- 1.2.2. Принципы классификации рисков
- 1.2.3. Методы расчета рисков
- Глава II управление рисками
- 2.1.Организация управления рисками
- 2.1.1. Органы управления рисками
- 2.2.Управление валютными рисками
- 2.2.1.Измерение и ограничение валютного риска
- 2.2.2.Процентный риск и ликвидность
- 2.2.3.Кредитный риск
- 2.2.4.Страновой риск
- 2.3. Управление процентным риском
- 2.3.1.Хеджирование
- 2.4. Управление страновых риском
- 2.5. Управление кредитным риском
- 2.6.Управление кредитным портфелем
- 2.7. Управление риском ликвидности
- 2.8. Зарубежный опыт управления банковскими рисками.
- Глава III методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках
- Заключение
- 4. Список использованной литературы