Тема 7. Страховой рынок рОссии
Страховая услуга. Продавцы и покупатели страховых услуг
Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложения на нее.
Современные исследования доказывают, что трансформационный механизм адаптации рынка страховых услуг к последним экономическим реформам в России имеет следующие особенности:
а) взаимодействие внешнего (бизнес-среды) и внутреннего (сфера внерыночного обмена) контуров здесь традиционно более тесно;
б) внутренний контур здесь имеет ряд особенностей, делающих трансформационные процессы менее болезненными, чем в сфере производства и обмена товаров (большая мобильность ресурсов и ориентация их на спросоограниченную, а не ресурсоограниченную форму функционирования).
Обязательное условие существования страхового рынка – наличие общественной потребности в страховых услугах и страховщиков, способных ее удовлетворить. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль страхового рынка в системе экономических отношений.
Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцовсоставляют страховые и перестраховочные компании. В качествепокупателейвыступают страхователи — физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования (рис. 7).
Рис.7. Общая структура страхового рынка
Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, — страховая услуга.Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собойассортимент страхового рынка.
Страховой рынокпредставляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования (рис. 7).
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.
В институциональном аспекте она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки. В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховые рынки. В отраслевом аспекте страховой рынок делится по отраслям, отдельным видам страхования (например, рынок личного, имущественного и страхования ответственности), каждый из которых в свою очередь можно разделить на обособленные сегменты (рынок страхования жизни, рынок страхования имущества физических лиц и т.д.).
В настоящее время в мировой практике страхования усилились две тенденции: специализация и универсализация деятельности страховщиков. Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов — занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и по возможности использования их в качестве ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения, главным образом в облигации промышленных корпораций, государственные облигации и закладные под недвижимость.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
- 1.Введение
- 2.Структура и объем дисциплины
- 3. Содержание дисциплины
- Тема 1. Сущность страхования
- 1. Сущность и функции страхования
- 3. Юридические основы страховых отношений
- Тема 2. Основы построения страховых тарифов
- Структура страхового тарифа
- Нетто-премия Страховая сумма Нетто-ставка100,
- Страховая премия Страховая сумма Брутто-ставка100,
- Брутто-ставка Нетто-ставка1- f
- Брутто-ставка Нетто-ставка1- f 100
- Тема 3. Понятие финансовой устойчивости страховщиков
- 3. Страховые резервы, их виды
- 4. Обеспечение платежеспособности страховой компании
- 6. Необходимость проведения инвестиционной деятельности. Принципы инвестирования временно свободных средств страховщика
- Структурные соотношения активов и резервов
- Тема 4. Имущественное страхование
- 1. Принципы имущественного страхования
- 2. Виды имущественного страхования
- Тема 5. Страхование Ответственности
- Тема 6. Личное страхование
- Системы страхования жизни и благополучия человека
- Базовые типы договоров страхования жизни
- Страхование от несчастных случаев в рф
- Тема 7. Страховой рынок рОссии
- 2. Страховые посредники
- 3. Современное состояние страхового рынка России
- Тема 8. Мировое страховое хозяйство
- 2. Проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков
- Итоговый тест-контроль по дисциплине
- Задачи по дисциплине страхование
- Задача 8
- Задача 13
- Задача 14
- Задача 15
- Задача 16
- Задача 17
- Ответы к итоговому тест – контролю по дисциплине:
- Основные понятия и термины в страховании
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернет-ресурсы
- Содержание