logo
обд

7. Рынок банковских услуг и его сегментация.

Как и любой другой рынок, рынок банковских услуг также имеет две движущие силы – покупателя и продавца. Причем, как первый, так и второй находятся в прямой обоюдной зависимости. Выражается это тем, что спрос и предложение должны находиться в состоянии уравновешения, иначе в проигрыше будут обе стороны, так как в системе рыночных отношений нет выигравших и проигравших. Просто покупатель не сможет купить, а продавец не сможет продать. Но это опять же в общей массе. А вот внутри каждого оппонента, конечно, будут проигравшие и выигравшие, но это называется конкуренция. Соответственно, чем больше конкуренция на стороне предложения, то есть продавца, тем гибче условия рынка для покупателя. Но тут спрос предложение может перерасти спрос, и рынок зайдет в ступор. Еже ли конкуренция создается на стороне спроса, то есть покупателя, то это просто дефицит товара. Это конечно, достаточно редкий по нашим временам расклад, но он возможен, что является счастьем для продавцов, в особенности монополистов в данной сфере товара.  Рынок банковских услуг хотя и сохранил общие принципы деятельности рынка как явления в целом, но в то же время имеет большое количество определенных особенностей, понимание которых просто необходимо, для понимания общей картины работы этой сферы.

Во-первых, нужно отметить, что здесь клиенты не покупают товар, в частности банковские услуги по кредитам и ссудам, а ищут пути удовлетворения своих нужд. И понимание этих нужд, будет являться залогом успешной деятельности банка. Причем, нужно учитывать и понимать потребности любых клиентов, то есть как юридических лиц, являющихся представителями каких либо организаций и предприятий, так и потребности физических лиц в разных слоях населения по всем критериям.

Во-вторых, рынок банковских услуг зачастую прибегает к сегментации рынка, можно сказать, это одна из тех задач, которую необходимо решать в первую очередь при становлении банка (как и при его дальнейшей работе).

Сегментация представляет собой классификацию общего рынка банковских услуг, которыми занимаются различные финансовые институты, на определенные области по своим направлениям, начиная от географического положения вплоть до демографического состояния. Сегментация позволяет получить более подробную информацию о клиенте. К примеру, проанализировав сектор рынка банковских услуг в области юридических лиц, можно получить информацию о том, что подавляющее количество из них специализируется в том же строительстве. Данные сведения могут сыграть определяющую роль, поскольку, если произойдет спад производства в той или иной отрасли, то банк может понести немалые траты.  Смысл сбора данных о тех сегментах, которые банк обслуживает, состоит в том, чтобы определить, в каких из этих сегментах банк занимается обширной деятельностью и, какова его доля относительно конкурирующих банков. Такой обзор, объединенный с общим обзором рынка банковских услуг, будет отражать изменения на рынке во всех его направлениях. Основные усилия в этой задаче должны быть направлены на то, чтобы выявить сегменты, слабо обслуживаемые банком, и на основе этих данных определить стратегию развития банковского рынка услуг и степень его охвата в данном сегменте.