logo
готова

2.1. Россия как субъект международного кредита

Как субъект международного кредита постсоветская Россия выступает как в качестве заемщика, так и в качестве кредитора.

Как заемщик на рынке международных кредитов Россия имеет внешний долг. Вне́шний долг — суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам [28].

Как известно, внешний долг СССР предполагалось разделить на все вышедшие из союза государства, каждое из которых должно было нести свою долю ответственности по долговым обязательствам и иметь соответствующую долю во внешних активах бывшего СССР. Однако на деле получилось, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому в соответствии с договором от 4 декабря 1991г. «О правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР», Россия приняла на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от причитающейся им доли активов (так называемый нулевой вариант). [15] Подобное решение взять на себя все долги СССР дорого стоило России, но позволило сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие потенциальных партнеров.

Как заемщик в международном кредите Россия прошла долгий и тяжелый путь, который можно разделить на четыре этапа, первый из которых начинается с долгого переговорного процесса между Россией и сообществом кредиторов о реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР. В этом процессе, в свою очередь, можно выделить четыре стадии [17].

Первая стадия, берущий отсчет с 1992 г., включала в себя ведение предварительных переговоров, в ходе которых российскому правительству предоставлялись краткосрочные трехмесячные отсрочки по выплатам внешнего долга. К данному периоду можно отнести и получение первого кредита МВФ.

В течение второй стадии – с 1993 по 1995 г. – Россия подписала первые соглашения о реструктуризации долгов.

Началом третьей стадии можно считать апрель 1996г., когда договоренности с Парижским клубом (Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, главная задача в настоящее время — реструктуризация задолженности развивающихся стран [28]) были дополнены всесторонним соглашением, по которому Россия должна была в общей сложности выплатить кредиторам Парижского клуба сумму порядка 38 млрд долл. [17].

Примерно в этот же период проводились переговоры по реструктуризации долга перед членами Лондонского клуба. (Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Отличие от Парижского клуба состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторы в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран. [28]) В 1996 г. С Лондонским клубом было заключено соглашение о реструктуризации долгов СССР банками на условиях, предусматривающих выплату долга за 25 лет. В конце 1997 г. Внешэкономбанк непосредственно приступил к долгосрочной реструктуризации советского долга. Были выпущены два новых долговых инструмента – PRIN (на сумму основного долга) и IAN (на сумму накопленных процентов) со сроками погашения в 2020 и 2015 гг. соответственно [17].

Четвертая стадия реструктуризации долгов характеризуется присвоением России кредитных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. Разумеется, реструктуризация внешнего долга лишь смягчила на время кризис выплат по задолженности, но не решила его. Соглашения с Парижским и Лондонским клубами кредиторов не предусматривает списание долгов, так как Россия не относится к беднейшим странам с огромной задолженностью и обладает большими сырьевыми ресурсами. К тому же признание страны неплатежеспособной означает исключение ее из международной системы внешнего финансирования. Поэтому Россия не требовала аннулирования советского долга и продолжает выплачивать и проценты, и капитальные суммы советских долгов [17].

Итак, весь процесс реструктуризации долгов СССР относится к первому этапу участия России в международных кредитных отношениях в качестве заемщика. К этому этапу можно отнести также процесс быстрой интеграции России в мировой рынок капиталов. Россия вступает в международные финансовые организации, которые становятся основными ее кредиторами. С 1996 г. Международная финансовая корпорация (Междунаро́дная фина́нсовая корпора́ция (МФК) — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Создана в 1956 с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны [28].) признает Россию в качестве страны с развивающимся финансовым рынком, отслеживает процессы на ее фондовом рынке, публикует необходимые для инвесторов сведения. С этого времени банковское кредитование резко активизировалось. Если иностранные инвестиции в компании привлекались преимущественно в форме прямых или портфельных инвестиций в акции, то для банков источником увеличения их ресурсов послужили кредиты международных банков. На 1 января 1998г. в общем объеме привлеченных российскими банками межбанковских кредитов доля нерезидентов достигла 60% [5].

Второй этап (конец 1997 г. – 1998 г.) ознаменовался финансовым кризисом. В первом полугодии 1998 г. На долю государственного сектора приходилось 61% внешних ресурсов, нефинансовый сектор – 29%, банковский сектор – 10% [5]. Это говорит о неэффективном использовании внешних заемных средств, в основном на финансирование бюджетного дефицита. Федеральное правительство предпочитало займы в форме гос. облигаций, поэтому с 1 апреля 1998 г. в целях расширения рынка государственных облигаций, усиления конкуренции на нем, снижения доходности по ценным бумагам он был полностью открыт. Доля нерезидентов на рынке гос облигаций достигла примерно 1/3 его общего объема (ок 20 млрд долл., что значительно превышало размер официальных золотовалютных резервов страны). На середину августа 1998 г. Внешний долг государства составил по методике МВФ 156 млрд долл. (без выплачиваемых процентов) [5]. 17 августа 1998 г. Россия объявила дефолт, приостановив операций по всем долгам.

Третий этап связан с выходом из кризиса, стабилизацией всех сфер внутреннего рынка ссудного капитала, а также нормализацией и урегулированием его взаимоотношений с мировым рынком.

Финансовый кризис, возникший в 2008 г., положил начало четвертого этапа российской истории внешнего кредитования. На начало кризиса общий внешний долг России составлял 534,5 млрд долл., из них 496,5 млрд долл. приходилось на коммерческие банки и корпорации [29]. Практически потеряв доступ на международный рынок, банки и корпорации были вынуждены просить помощи у государства на реструктуризацию прошлых долгов. Благодаря большим золотовалютным резервам государству удалось поддержать частный сектор, не прибегая к крупным заимствованиям за рубежом. Однако к 2010 году государственный долг России составлял уже 45,9 млрд долл. (32,3 млрд долл. на 1.01.2009г.)[29]. Иностранные заимствования корпораций и банков на 1 января 2010 г. составляли 425,7 млрд долл. [29].

Россия является получателем кредитов таких международных финансовых организаций, как МВФ и МБРР, в состав которых она входит с 1992 г. Получателями средств МВФ выступают феде­ральные органы управления, Центральный банк РФ. Все кредиты, полученные РФ от МБРР, направлены в федеральные органы уп­равления. В 2001 г. Центральный банк РФ досрочно погасил за­долженность перед МВФ по кредиту 1998 г., направленному на компенсационное и чрезвычайное финансирование. Оконча­тельное погашение государственного долга перед этим междуна­родным кредитным институтом было завершено в 2005 г. Но в целом внешний долг представляет собой значительную сумму в 471,6 млрд долл. на 1 января 2010 г. [29]

Однако Россия на международном рынке также является и кредитором. В отличие от долгов, активы СССР, перешедшие России (более 100 млрд долл.), были признаны не полностью. В сентябре 1997 года в Гонконге был подписан Меморандум, определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов, по которому правительство России добровольно отказалось от половины финансовых активов. Дело в том, что Советский Союз, правопреемницей которого по зарубежным финансовым активам стала Россия, предоставлял кредиты развивающимся странам в основном по идеологическим, политическим и военно-стратегическим мотивам. До 80% кредитов было связано с экспортом советского оружия, однако Парижский клуб не признает военных долгов. Высокая задолженность и низкий уровень развития заемщиков, по условиям Парижского клуба, также является поводом для списания 70-90% внешних долгов, а таких заемщиков у России было достаточно. Поэтому все активы России были пересчитаны по финансовой методике МВФ, исходя из которой России навязали списание активов на 60 млрд. долл. Вступление в Парижский клуб принесло и положительные результаты. Дело в том, что Клуб имел влияние на страны, входившие в него. Если страна не выполняет своих обязательств, на нее могли быть наложены различные санкции, включая свертывание международных финансовых программ или серьезный прессинг со стороны политических лидеров других государств-кредиторов, входящих в Клуб. Это дало возможность России воздействовать на своих должников, входящих в Клуб. На страны, с которыми появилась возможность урегулировать их долг, приходилось около 1/3 финансовых активов России, а 2/3 – на страны, которые не признают Парижский клуб. В российских должниках числится более пятидесяти стран. Но изначально на три страны - Кубу, Монголию и Вьетнам - приходилось до 40% долга. С Вьетнамом долг был урегулирован по схемам Парижского клуба: 85% его было списано, остальная часть реструктурирована. Однако с Кубой, Монголией и другими крупными должниками возможно урегулирование долга только на двухсторонней основе. При этом некоторые из них отвергают даже схемы, близкие к практике Парижского клуба, настаивая на полном списании долга [9]. В мировой практике существуют и другие способы урегулирования долга, такие как его выкуп с дисконтом третьей стороной, но в России эти способы практически не используются из-за низких котировок обязательств российских должников.

В 1992 г. долг развивающихся стран России был равен 142 млрд долл., а в 2002 г. -76,7 млрд долл. Сокращение его произошло главным образом в результате списания долговых обязательств. По некоторым оценкам, Россия может рассчитывать на долговые платежи развивающихся стран в размере не более 30 млрд долл. в течение предстоящих 30 лет. Прогнозировать качественный прорыв в отношениях с нашими должниками не приходится, хотя возможности двухстороннего урегулирования с рядом стран не исчерпаны.

Итак, как субъект международного кредита, Россия на протяжении всего постсоветского периода имела достаточно сложное положение. Во многом это явилось следствием тяжелого «наследства» от бывшего союза. На то, чтобы расплатиться с внешними долгами, ушло не одно десятилетие, получить же выгоду от зарубежных активов России не удалось из-за их специфичности. Разумеется, это привело к застою в экономическом развитии, подорванной международной репутации и даже к серьезным социальным последствиям. Однако сегодня прошлые долги практически погашены, и это, возможно, даст России свободно вздохнуть и показать высокий экономический рост в будущем.