logo
МИРОВАЯ РЕФЕРАТ

Перспективы снг

Несмотря на все трудности и противоречия, СНГ выжил. Более того, с началом нового тысячелетия отношения между некоторыми членами Содружества, в частности, между Россией и странами Центральной Азии, стали улучшаться. Экономическая интеграция в различных формах и масштабах большинству постсоветских республик оказалась необходимой, и, по-видимому, нужда в ней будет только расти. При этом наметилось размежевание между членами СНГ, стремящимися к экономической и политической консолидации вокруг России и государствами, дистанцирующимися от нее, которые могут выйти из Содружества.

Следует учитывать, что странам СНГ в интеграционных процессах нет необходимости проходить все этапы и формы, присущие европейской интеграции – признанному «эталону» в этой области. В отличие от Европы, страны СНГ в относительно недалеком прошлом представляли собой единое экономическое, политическое и культурное пространство, и значительные элементы этого наследства ещё сохраняются. Поэтому речь фактически идет об экономической реинтеграции части постсоветского пространства при условии сохранения политической независимости бывших советских республик и установления между ними рыночных отношений.

По мере того становления собственной государственности у правящих кругов стран СНГ уменьшаются опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв их суверенитета. Возможности расширения поступлений в твердой валюте за счет переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран постепенно исчерпываются. Потенциал же увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран СНГ и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей инженерной подготовки персонала создают для этого хорошие возможности. Конечно, региональная продукция по качеству и техническому уровню очень часто бывает ниже той, которая продается на мировых рынках, но зато она намного дешевле. Спрос существует не только на высококачественные (а значит, и более дорогие) изделия.  Торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств гражданского и военного назначения, легкой, пищевой, а также добывающей промышленности.

Ряд экспертов убеждены, что существенные различия в уровнях социально-экономического развития и в характерах сложившихся хозяйственных механизмов в странах Содружества представляют труднопреодолимое препятствие для интеграции.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, но более всего - от развития российской рыночной экономики и политики России по отношению к странам СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

Ответ на вопрос о потенциале СНГ во многом зависит от того, что понимать под экономической интеграцией.

Это постоянные многосторонние экономические связи между группой стран, базирующиеся на устойчивом и глубоком международном разделении труда, оказывающие серьёзное влияние на экономику и сопровождающиеся в конечном счёте появлением какой-то институциональной и организационной надстройки, которая может быть как развитой, так и весьма слабой.

При таком подходе интеграционными можно считать не только интенсивные отношения между находящимися на примерно одинаковом  и достаточно высоком уровне развития государствами Европы, но и, например, отношения между Великобританией, Малайзией и Индией в колониальную эпоху и даже отношения между нынешним российским Дальним Востоком и соседними регионами Китая.

Говоря о перспективах интеграции в СНГ, необходимо учитывать специфику периода, наступившего после распада СССР: повсеместное сильнейшее падение производства, политическую неустойчивость многих режимов, сложности с рыночными реформами, неустоявшуюся внешнеполитическую ориентацию. Нередко упускается из виду влияние движения мировых цен на подсчёты доли торговли в рамках СНГ, падение которой выступает как главное доказательство «бесперспективности» Содружества. Сильнейший рост мировых цен на сырьё и топливо, экспорт которого из стран СНГ был переориентирован на рынки третьих стран, способствовал уменьшению доли взаимной торговли, где топливо и сырьё имеют несколько меньший удельный вес. Многие эти процессы постепенно нормализуются, и уже в 2006 и 2007 гг. рост торговли в рамках СНГ опережал расширение торговли с третьими странами. Постепенно базисные факторы начинают играть всё большую роль. Так, страны Центральной Азии ещё долгое время будут заинтересованы в получении казахстанского зерна, а Россия - в массированных закупках бокситов, хрома, каменного угля и железной руды в Казахстане и хлопка в центральноазиатском регионе. Немало государств – членов СНГ заинтересованы в серьёзном расширении взаимных поставок газа, нефти и нефтепродуктов. Уже упоминалась многомиллионная трудовая миграция, можно вычленить и другие перспективные области взаимного экономического, гуманитарного и политического сотрудничества.

А как же машины, оборудование, готовые изделия – главные области роста международной торговли в последние десятилетия? Здесь перспективы стран СНГ действительно скромнее, но они всё же имеются и будут расширяться по мере экономического развития… Более низкий в целом технический уровень этой продукции по сравнению с продукцией развитых стран не является абсолютным препятствием для интенсификации обмена ею - в конце концов на продукцию высоких технологий приходится меньшая часть мировой торговли готовыми изделиями.

Разумеется, в СНГ ещё будут потери. Отдаление от Содружества некоторых государств едва ли обратимо. Однако большинство членов СНГ, скорее всего, станут на путь усиления взаимного сотрудничества - при условии соответствующей политики России.

10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.

В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, — Беларуси, России и Казахстана.

Перспективы Евразийского экономического сообщества: - изменение сырьевой модели экономик России и Казахстана; - проведение рыночных реформ в Белоруссии при самом активном участии стран - членов ЕврАзЭС; - переход стран - членов Таможенного союза, а затем и других стран - членов ЕврАзЭС к принципиально новой модели управления государственными активами и совместными компаниями и ОАО с государственным участием; - начало перехода к экспортно-ориентированной экономике стран - членов Таможенного союза ДО их вступления в ВТО; - расширение состава членов и участников ЕврАзЭС за счет стран, не входящих в СНГ (например, Вьетнама, Сирии, Ирана, Индии и т.п.); - переход к новой миграционной политике, основанной на интересах экономической интеграции; - переход к новой таможенной политике, основанной на принципе обустройства "дальних границ"; - расширение ЕврАзЭС за счет европейских стран, например, Сербии, Черногории, Болгарии или Кипра (при введении института "двойного членства", когда какая-либо страна Евросоюза может одновременно быть членом или наблюдателем в ЕврАзЭС).

Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.

Таможенный союз предполагает комплекс мероприятий, включающих следующие обязательные элементы:

  1. во-первых, создание зон свободной торговли и, прежде всего, отмену тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле;

  2. во-вторых, создание полностью идентичных систем регулирования внешних экономических связей, в том числе тарифного и нетарифного регулирования, а также установления общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношении третьих стран;

  3. в-третьих, унификация таможенного и другого законодательства, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность.

В дальнейшей работе по формированию единого таможенного пространства видится семь ключевых направлений.

  1. В области таможенно-тарифных мер — делегирование проведения тарифной политики наднациональному органу, установление общего порядка взимания таможенных пошлин по внешнему периметру единой таможенной территории.

  2. В области торгово-тарифного режима с третьими странами — переход к общему таможенному тарифу, синхронное снижение или повышение ставок таможенных пошлин, солидарная ответственность за применение особых видов пошлин, передача наднациональному органу вопросов определения и применения режимов торговли.

  3. В области нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности — передача контроля за соблюдением единого порядка нетарифного регулирования наднациональному органу; применение единых стандартов, норм и технических требований к товарам, согласование позиций в отношениях с международными торговыми организациями; внедрение единых разрешительных и запретительных документов по мерам нетарифного регулирования.

  4. В области косвенного налогообложения — применение единой номенклатуры подакцизных товаров и единых ставок косвенных налогов; применение согласованного порядка взимания НДС и акцизов во внешнеторговых отношениях с третьими странами; поэтапное снижение ставки НДС во внешней торговле.

  5. В области платежно-расчетных отношений при осуществлении внешней торговли — обеспечение регулируемого допуска банков, финансовых, страховых и других компаний на валютные рынки друг друга; полная либерализация платежно-расчетных отношений во внешней торговле.

  6. В области валютного контроля — введение единого порядка валютного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенно-банковского валютного контроля в пределах единой таможенной территории.

  7. В области организации таможенного дела — наделение наднационального органа полномочиями для реализации задач и целей таможенной политики; разработка и реализация совместных программ по обустройству внешних таможенных границ, организация совместного таможенного контроля на внутренних и внешних таможенных границах.

2 апреля 1997 подписан Договор о создании Союза Беларуси и России на базе Сообщества Белоруссии и России, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства.