logo
BM1 / Л_упр_кр_портф

Дифференциация заемщиков.

Дифференцированность – один из принципов кредитования, который, наряду с платностью, срочностью возврата и обеспеченностью составляет основу кредитной системы. Дифференцированность означает, что не все заявки на предоставление кредита будут удовлетворены банком. Однако способы предпочтения одних клиентов другим могут быть различными. Банк может иметь определенный круг своих постоянных клиентов и работать только с ними (такая практика характерна для многих мелких и средних банков в России). Или же банк может специализироваться на оказании услуг предприятиям определенной отрасли и определенного региона. Поскольку в России все коммерческие банки – универсальные, то наиболее правильным способом будет дифференциация заемщиков на основе оценки и анализа их кредитоспособности. Следует заметить, что в экономической литературе и банковской практике под оценкой кредитоспособности часто понимают анализ финансового состояния предприятия. Этот анализ, безусловно, нужен и проводится всеми банками, однако он говорит, как правило, о возможности получения возмещения, если заемщик не вернет свой долг. Кредитоспособность – это возможность использования заемщиком кредита по его целевому назначению и получения прибыли с учетом возврата кредита и процентов по нему. Не следует забывать, что основная задача банка – оказание услуг своим клиентам, поэтому успешная реализация проекта, на который был получен кредит, важна не только для предпринимателя, но и для банка, несмотря на то, что кредит, как правило, предполагает наличие обеспечения. По нашему мнению, получение прибыли банком в результате реализации обеспечения (а такие случаи бывают) является негативным моментом, поскольку эта прибыль получена в результате проблем заемщика, а банк не выполнил основную свою функцию – посредничество в кредите.

В настоящее время существует множество методик оценки и анализа кредитоспособности, на основе которых банки проводят дифференциацию потенциальных клиентов. Одни банки разрабатывают свои методики, другие используют готовые, третьи создают методики на основе синтеза известных теоретических положений и практического опыта.

В мировой практике все методы подразделяются на два вида: логико-дедуктивный и эмпирико-индуктивный. Цель логико-дедуктивного метода состоит в том, чтобы вывести причинную зависимость между кредитоспособностью потенциального клиента в будущем и факторами, которые оказывают на нее влияние. В рамках фундаментального анализа определяются важные внутрифирменные и внешние факторы.

В отличие от логико-дедуктивного метода эмпирико-индуктивный метод обобщает опыт, связанный с предыдущими заемщиками, и применяет его для принятия решений в отношении новых кредитов. Эмпирико-индуктивный метод основывается на предположении о том, что на основе анализа финансовой отчетности можно судить о развитии кредитоспособности заемщика в будущем. Для этого математико-статистическими методами определяются индикаторы, которые отражают типичные признаки различных кредитных историй, и вырабатываются методические рекомендации для принятия решений.

Обобщая опыт оценки и анализа кредитоспособности, следует выделить наиболее популярные методы.

В английских банках используются системы РАRSЕR или САМРАRI.

В практике американских банков применяется "правило шести си":

Американская система больше ориентирована на возможности возмещения потерь по ссудам, тогда как английская методика обращена на саму сделку, под которую испрашивается кредит. Только методика PARSER предусматривает расчет вознаграждения банка, исходя из качества кредита. Конкретные значения показателей и способы расчета риска различаются в зависимости от ситуации. Результатом расчета является уровень риска потенциального кредита, выраженный в процентах или в виде рейтинга. Все эти методики, на наш взгляд, могут быть использованы только на начальном этапе анализа, так как дают лишь статическую, моментную характеристику заемщика и не раскрывают полностью его поведение в процессе использования кредита.

Z-анализ Альтмана: Цель анализа заключается в отнесении изучаемого объекта к одной из двух групп: либо к банкротам, либо к успешно действующим фирмам. Уравнение Z-оценки выглядит следующим образом:

Z = 1,2 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 Х4 + 1,0 Х5, где

Х1 = оборотный капитал / совокупные активы;

Х2 = нераспределенная прибыль / совокупные активы;

Х3 = брутто-доходы / совокупные активы;

Х4 = рыночная оценка капитала / балансовая оценка суммарной задолженности;

Х5 = объем продаж / совокупные активы.

Правило классификации таково:

  1. Если Z < 2,675, фирму относят к группе банкротов.

  2. Если Z > 2,675, фирму относят к группе успешных.

Для эффективной оценки кредитоспособности заемщиков целесообразно применять комплексный подход, базирующийся на трех основных направлениях анализа:

1. Определение рейтинга заемщика на основе коэффициентов его финансовой деятельности. В результате мы получаем характеристику финансового состояния заемщика и определяем его способность погасить задолженность за счет имеющихся ресурсов.

2. Анализ делового риска заемщика позволяет определить эффективность и надежность того бизнеса клиента, на который испрашивается кредит.

3. Анализ денежного потока заемщика говорит нам о возможности погашения долга, за счет средств, генерируемых целевым использованием кредита (или за счет других источников прибыли), также мы можем определить наиболее приемлемые по срокам, суммам и ставкам условия кредитования.

В результате дифференциации заемщиков по уровню кредитоспособности образуется круг потенциальных клиентов, с которыми банк в принципе готов сотрудничать. Однако добиться желаемого эффекта можно только путем сочетания различных методов управления кредитным риском.