logo
Подготовка к ГОСам / Для дипломников 2010 / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА БАНКА РОССИИ ЛЕКЦИЙ

Основные принципы подхода к разработке новых нормативных актов, регулирующих безналичные расчеты в Банке России

Логическим следствием отмеченных характеристик и свойств как действующей нормативной базы безналичных расчетов, так и задач развития платежной системы Банка России, вытекающих из Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год и ранее утвержденных документов Банка России, является ряд следующих принципов, определяющих новый подход к разработке нормативных документов в сфере расчетов.

Один из ключевых принципов — нацеленность на практический результат, поскольку в практике применения действующих нормативных актов накоплено достаточно большое множество вопросов и задач, требующих разрешения в ближайшей перспективе. Это предопределяет необходимость установить в момент утверждения нормативных документов точную дату вступления их в силу. Практика утверждения нормативных актов в сфере расчетов свидетельствуют о том, что, как правило, дата утверждения отличается от даты вступления в силу не более чем на полгода и определяется в основном объемом работ по подготовке автоматизированных систем.

В основу подхода, соответствующего современным представлениям, должно быть положено целостное описание платежной системы Банка России, в которой совокупность банковских правил и процедур, платежных инструментов, устанавливаемых исходя из требований законодательства для перевода денежных средств, представлена как система взаимосвязанных компонент, образующих в целом автоматизированную расчетную систему Банка России (АРС). Применение термина «автоматизированная» в данном случае рассматривается в смысле применения информационных технологий, обеспечивающих сквозную автоматизированную обработку.

Для того чтобы новая нормативная база отвечала задачам как ближайшей, так и более отдаленной перспективы, для установления системы требований, характеризующих региональные компоненты, потребуется использование единого состава таких характеристик и принципа их описания, обеспечивающих сохранение действия правил осуществления расчетов вне зависимости от количества этих компонент. Тем самым будет обеспечен «предельный переход» к архитектуре платежной системы с одной региональной (т.е. единой) расчетной системой Банка России, обладающей свойством предоставления равных услуг участникам вне зависимости от их месторасположения.

Важным свойством новой нормативной базы по платежной системе Банка России должна быть инвариантность к объектам технической и административной инфраструктуры. Для того чтобы новая нормативная база отвечала задачам как ближайшей, так и более отдаленной перспективы, для установления системы требований, характеризующих региональные компоненты, потребуется использование единого состава таких характеристик и принципа их описания, обеспечивающих сохранение действия правил осуществления расчетов вне зависимости от количества этих компонент. Тем самым будет обеспечен «предельный переход» к архитектуре платежной системы с одной региональной (т.е. единой) расчетной системой Банка России, обладающей свойством предоставления равных услуг участникам вне зависимости от их месторасположения.

Важным свойством новой нормативной базы по платежной системе Банка России должна быть инвариантность к объектам технической и административной инфраструктуры, а также к функциям и задачам бухгалтерского учета расчетных операций. На смену действующим принципам, характеризующим обработку платежей в регионе в настоящее время (централизованная/децентрализованная обработка в территориальном учреждении, межрегиональные/внутрирегиональные расчеты и т.п.), должны прийти новые. Ключевыми для понимания определения понятия региональной системы расчетов должны стать единые характеристики правил перевода денежных средств для подключенных к ней участников: — регламент;

— способ обмена и форматы электронных сообщений;

— способ исполнения платежей (брутто/нетто);

— одновременность/последовательность выполнения расчетных операций;

— завершенность операций в течение дня/на следующий день;

— процедуры выверки в конце дня и т.п.

На смену представлений относительно РКЦ как подразделений, обеспечивающих в числе прочего осуществление расчетов, должны прийти определения, характеризующие их как участников расчетов, наделенных в рамках платежной системы особыми полномочиями по сравнению с клиентами Банка России.

Различия же между характеристиками клиентов Банка России как участников платежной системы Банка России должны рассматриваться в контексте предоставляемого им сервиса — условий и механизмов доступа к расчетным услугам. Поскольку основными клиентами Банка России являются кредитные организации и государственные учреждения, главные различия предоставляемого платежной системой Банка России сервиса вытекают из требований законодательства относительно операций по счетам данных клиентов Банка России. Что же касается механизмов доступа, то их спектр, как это принято в международной практике, рассматривается в контексте задачи повышения эффективности и надежности предоставляемых услуг, что, как правило, предполагает применение исключительно электронного представления платежных инструкций и телекоммуникационных каналов связи, то есть фактически прямого доступа к набору услуг — для участников, нуждающихся в гибкости использования своей ликвидности для расчетов в течение дня. Другие участники, по разным причинам не испытывающие потребностей в развитом сервисе доступа, имеют непрямой (косвенный) доступ, через РКЦ, в лице которого Банк России заключил с данным клиентом договор банковского (корреспондентского счета).

Целостность подхода к описанию платежной системы, базирующаяся на вышеизложенных свойствах и принципах, неотъемлема от обеспечения проведения работ и мероприятий, направленных на целостность платежной системы Банка России в процессе ее функционирования, что должно стать еще одним ее свойством. Это означает, что, как и всякая система, она должна быть определенным образом управляема. Учитывая, что платежная система Банка России определяется как сложная и многокомпонентная, задачи, функции и механизмы управления, а также административная структура управления должны быть также определены нормативно как в целом, так и единообразно в отношении каждой региональной компоненты.

Состав перечисленных свойств, вполне вероятно, может быть неполным, однако наряду с другими свойствами, которые могут быть выявлены в процессе разработки новых документов и рабочих дискуссий, они должны обеспечить видение перспектив развития платежной системы в сближении свойств региональных расчетных систем, унификации регламентов с постепенным переходом к единому регламенту, определенному по московскому времени, что в плане архитектуры проявляется в последовательности этапов «укрупнения» региональных компонент и уменьшения их количества в целом. Существенным условием такого видения является выделение свойств существующих региональных расчетных систем (или определение новой), которыми должна обладать расчетная система, определенная ранее как результат «предельного перехода», и установление плана действий по реализации этапов такой реорганизации (укрупнения).