logo
мод 3

30. Субъекты государственного регулирования

носители хозяйственных интересов ― социальные группы, отличающиеся друг от друга по имущественному признаку, доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам и др.

выразители хозяйственных интересов объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров, аптекарей и т.п.

исполнители хозяйственных интересов – исполнительные органы хозяйственных интересов, построенные по иерархическому принципу и включающие органы власти, центральный национальный банк и др.

31.

Государственное социально-экономическое программирование (планирование)

Программирование – высшая форма государственного регулирования, предполагающая комплексное использование всех методов государственного регулирования для достижения определенных экономических целей.

Объекты программирования: отрасли, регионы, социальная сфера, научно–технический прогресс, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.

По срокам различают:

  • краткосрочные программы (1–3 года);

  • среднесрочные программы (3–5 лет);

  • долгосрочные программы (от 5 лет)

По объектам государственного программирования различают:

  • общегосударственные (стабилизации или развития экономики в целом);

  • региональные (охватывает деятельность отдельных частей экономики страны);

  • целевые (программы развития определенного направления НТП или занятости, например, молодежи);

  • отраслевые (направлены на развитие отдельных отраслей);

  • чрезвычайные (борьба с инфляцией, массовой безработицей, социальная защита беднейшего населения и т.п.).

Стадии программирования:

  • формирование целевой функции;

  • разработка нескольких вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели;

  • составление бюджетов по отдельным вариантам, определение системы управления и контроля за той или иной политикой;

  • выбор программы

32.

Государственные социальные проекты (программы)

Российской Федерации)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция 2020) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662—р.

Цель разработки Концепция 2020 — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Основные задачи Концепции 2020:

  • основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

  • стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

  • формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

  • цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

  • цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

  • параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития

НЕКОТОРЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(распоряжения Правительства РФ от 03.06.2011 № 970-р)

  1. Федеральная целевая программа Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 — 2011 годы).

  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы.

  3. Доступная среда на 2011 — 2015 годы.

  4. «Чистая вода» на 2011— 2017 годы.

  5. «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2011 —2015 годы.

  6. Культура России (2006 — 2011 годы)».

  7. Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 — 2015 годы.

  8. Организация и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

  9. Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы.

  10. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы) и т.д.

33.

Общественные блага

— блага, к которым имеют доступ все индивиды (оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев, маяки, обеспечение внутренней и внешней безопасности государства и т.п.

34.

Особенности общественных благ

  • неисключаемость — отдельный человек не может быть исключен из потребления общественных благ (человека нельзя исключить из потребления уличного освещения или услуг светофора);

  • неделимость (нельзя поделить услуги правоохранительных органов на всех жителей страны);

  • независимость издержек производства от числа потребителей (если установлен светофор, издержки на его производство и установку не зависят от того, пересекают улицу ежедневно 100 или 1000 человек);

  • неконкурентность — общественные товары не конкурируют между собой;

  • выгоды, получаемые потребителями общественных благ, связаны не с их покупкой (как в случае с частными товарами), а с их производством (построенный через реку мост позволяет потребителю получать выгоду, хотя он не оплачивает, не покупает проезд через мост)

35.

Чистые частные общественные блага,

чистые общественные блага,

смешанные общественные блага

Чистое частное благо – благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Оно обладает свойствами конкурентности при потреблении (одним субъектом исключается возможность потребления другими) и исключаемости доступа. Все затраты в связи с производством несет производитель, а все выгоды достаются потребителю. Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага.

Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Они не имеют денежной формы выражения, а значит, не могут быть произведены непосредственно рынком.

Они обладают двумя важнейшими свойствами – несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Смешанные общественные блага – одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Например, автодороги, здравоохранение, коммунальные услуги и т.д. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки дороги. Следовательно, неисключаемость из потребления подрывается введением платы за проезд

36.

Квазиобщественное благо

— это полезные блага, потребление которых формирует здоровый образ жизни и социально благоприятные привычки. Их потребление считается желательным.

Такими благами можно считать здравоохранение, бесплатное среднее образование, бесплатные прививки для животных, национальная оборона и т.д.

Квазиобщественные блага легко поддаются рыночному ценообразованию (издержки + прибыль = ЦЕНА), но из-за их позитивного эффекта для населения, государство сознательно берёт на себя затраты на их производство.

По сути, государство наделяет частные блага свойствами общественных благ

37.

Трансфертные платежи

— это выплаты государства, которые просто перераспределяют налоговые поступления, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам и т.д.