logo
мат-лы по статистике1

Статистика государственных финансов и налогов

Задачей статистики государственного бюджета является определение основных его параметров:

Бюджетная классификация РФ включает:

Платежи или поступления считаются возвратными, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения.

Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, платежи или поступления считаются невозвратными. Только в результате возвратной операции либо возникает финансовое требование, либо погашается обязательство.

Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг.

Если такой поток отсутствует, невозвратные платежи или поступления считаются безвозмездными (сборы и платежи — возмездные операции, налоги — безвозмездные).

К основным показателям статистики государственного бюджета относятся:

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Налоги — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей.

Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций), полученные от других учреждений государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций).

Доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы:

1. Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

3. Налоги на совокупный доход

4. Налоги на имущество

5. Платежи за пользование природными ресурсами

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

7. Прочие налоги, пошлины и сборы

Неналоговые доходы:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности

2. Доходы от реализации государственных запасов

3. Доходы от продажи земли и нематериальных активов

4. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников

5. Административные платежи и сборы

6. Штрафные санкции, возмещение ущерба

7. Доходы от внешнеэкономической деятельности

8. Прочие неналоговые доходы

9. Безвозмездные перечисления:

а) нерезидентов и бюджетов других уровней,

б) государственных внебюджетных фондов,

в) государственных организаций,

г) наднациональных организаций,

д) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

10. Доходы целевых бюджетных фондов

Расходыэто все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные).

Классификация расходов государственного бюджета осуществляется по 3-м признакам:

Чистое кредитование – кредитование (заимствование) минус погашение. Заимствование не относится к доходам, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком.

В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг.

Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%.

К внебюджетным фондам относятся:

База налогообложения представляет собой некую базовую стоимостную величину, подлежащую налогообложению. База налогообложения предполагает наличие установленной величины налога (налоговой повинности), объекта налогообложения в виде юридических или физических институциональных единиц, а также так называемое налоговое событие.

Налоговое событие - это та ситуация, которая влечет за собой уплату налогов (поставка товара, получение наследства, инкассация денег и т.д.).

Налоги можно рассматривать с функциональной и экономической точек зрения.

В зависимости от выполняемых налогами функций их можно подразделить на:

По экономическому содержанию налоги можно подразделить на:

К федеральным налогам относятся:

К обязательным региональным налогам относятся:

К налогам местных органов власти (муниципальным и районным) можно отнести: