Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины
Доклад предполагает публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен как самим преподавателем, так и студентом или группой студентов. Если доклад разрабатывается и представляется преподавателем по какой-нибудь дискуссионной тематике, то он заранее оповещает об этом студентов. Студенты самостоятельно изучают предложенную тему, а на занятии в ходе обсуждения доклада преподавателя разбирают тему и обсуждают сложные вопросы.
Преподаватель в целях расширения кругозора студентов разрабатывает тематику докладов по наиболее сложным, дискуссионным вопросам финансов хозяйствующих субъектов. К каждой теме преподаватель называет примерный список нормативной и научной литературы, а также предлагает воспользоваться периодической литературой и возможностями Интернета. Докладчики выбираются по желанию студентов. Преподаватель должен объяснить студенту, что доклад не должен носить формальный характер, а включать спорные актуальные вопросы, носить проблемный характер.
(Тема 2.3. «Ссудный капитал и его экономическая характеристика», Тема 3.1. «Возникновение и развитие банков», Тема 3.5. «Банковские системы развитых стран»).
Диспут. Студенты группы, не являющиеся выступающими докладчиками по указанию преподавателя должны самостоятельно подготовиться к диспуту по предлагаемой тематике. Диспут может носить характер спора. С этой целью преподаватель может по каждой теме назначить оппонентов, которые должны изучить соответствующие источники научной литературы. Оппоненты должны задавать докладчику актуальные вопросы, ставить перед ним проблемы и совместно их решать. По итогам диспута преподаватель делает вывод.
Предлагаемая тематика диспутов:
По теме 1.3. «Государственное регулирование денежного обращения».
Дискуссия, касающаяся законодательных аспектов регулирования денежного обращения с целью выявления проблем и определения возможных направлений их решения.
По теме 2.4 «Основные проблемы практики кредитования коммерческих операций в современных условиях».
Диспут по проблемам оптимизации кредитного процесса в коммерческом банке с учетом потребностей реального сектора экономики.
Коллоквиум – это форма учебного занятия, на котором преподаватель контролирует усвоение студентами лекционного курса. Коллоквиум проводится два раза в семестр (по темам 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3.2-3.4). На коллоквиум выносятся узловые вопросы пройденного лекционного материала. Преподаватель задает один или несколько вопросов экзаменационного уровня и в случае положительного ответа может зачесть изученную тему в качестве экзаменационного ответа.
Тестовое задание состоит из вопроса и выбора ответов. Тест включает не менее трех вариантов ответа. Студент должен выбрать правильный вариант или варианты. Тестовое задание может состоять из заполнения пропусков в предложениях, может предполагать последовательность объектов.
Преподаватель заранее определяет шкалу оценок по пятибалльной системе. Количество вариантов ответов на тесты должно быть не менее пяти. Преподаватель должен ограничить время выполнения теста.
(Тесты используются в качестве итогового контроля после завершения лекционного курса).
Визуализация – представление информации в наглядной форме с помощью рисунков, графиков и анимации.
(основная часть лекционного материала представлена в виде графиков и рисунков).
Дискуссия - форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике. (Тема 1.2 «Денежное обращение и денежный оборот», Тема 3.2. «Современная банковская система и ее элементы». В рамках предложенных тем, предполагается обсудить насущные вопросы денежного обращения и особенности функционирования банковской системы Российской Федерации).
Игра ролевая - метод обучения, при котором моделируется деятельность какой-либо организации, предприятия, фирмы. Моделироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий игры содержит сюжет, описание структуры и назначения моделируемых процессов и объектов. Участники принимают роли различных должностей и профессий и действуют соответственно этим ролям.
(III часть курса «Деньги Кредит Банки»).
- Москва 2009 Автор-составитель:
- Цель и задачи дисциплины
- Задачи курса:
- 1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
- 2.Требования к уровню освоения дисциплины
- 3. Объем дисциплины
- 3.1. Объем дисциплины и виды учебных работ
- 3.2. Распределение часов по темам и видам учебных работ для специальности 080105 «Финансы и кредит»
- Для специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
- 4. Содержание курса
- Раздел 1. Деньги
- Тема 1.1. Деньги: экономическая сущность и функции
- Тема 1.2. Денежное обращение и денежный оборот
- Тема 1.3. Государственное регулирование денежного обращения
- Тема 1.4. Денежная система: ее основные типы и инструменты
- Тема 1.5. Валютная система
- Тема 1.6. Платежный баланс: особенности формирования и методы регулирования
- Тема 1.7. Инфляция
- Раздел 2. Кредит
- Тема 2.1. Кредит: сущность, функции, законы
- Тема 2.2. Основные формы и виды кредита
- Тема 2.3. Ссудный капитал и его экономическая характеристика
- Тема 2.4. Основные проблемы практики кредитования коммерческих операций в современных условиях
- Раздел 3. Банки
- Тема 3.1. Возникновение и развитие банков
- Тема 3.2. Современная банковская система и ее основные элементы
- Тема 3.3. Центральные банки: их цели, задачи и функции. Особенности деятельности Центрального банка Российской Федерации
- Тема 3.4. Коммерческие банки и основные виды их деятельности
- Тема 3.5. Банковские системы развитых страх мира
- Тема 3.6. Международные валютно-кредитные организации
- 5.Темы практических и семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
- Тема 2.4. Основные проблемы практики кредитования коммерческих операций в современных условиях.
- Раздел III. Банки
- Тема 3.1. Возникновение и развитие банков.
- Тема 3.2. Современная банковская система и ее основные элементы.
- Тема 3.3. Центральные банки: их цели, задачи и функции. Особенности деятельности центрального банка Российской Федерации.
- Тема 3.4. Коммерческие банки и основные виды их деятельности.
- Тема 3.5. Банковская система развитых стран мира,
- Тема 3.6 Международные валютно-кредитные организации.
- 6. Задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 1. Деньги (темы 1.1-1.7)
- Раздел 2. Кредит (темы 2.1-2.4)
- Раздел 3. Банки (темы 3.1-3.6)
- Раздел 1. Деньги (темы 1.1-1.7)
- Раздел 2. Кредит (темы 2.1-2.4)
- Раздел 3. Банки (темы 3.1-3.6)
- 7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению Методические рекомендации по выполнению контрольных работ.
- Распределение тем контрольных работ:
- Вопросы для подготовки к экзамену, зачету Для специальности 080105 «Финансы и кредит» Примерный перечень вопросов к зачету:
- Примерный перечень вопросов к экзамену:
- Для специальности 080109«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Примерный перечень вопросов к зачету:
- Примерный перечень вопросов к экзамену:
- Для специальности 080102 «Мировая экономика» Примерный перечень вопросов к зачету:
- 9.Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 9.1. Литература Основная:
- Дополнительная:
- 9.2. Методическое обеспечение дисциплины
- 9.3 Схемы и таблицы по дисциплине
- Раздел I. Деньги.
- Тема 1.1 Деньги: экономическая сущность и функции.
- 1. Основные теории происхождения денег в мировой экономике
- 2. Сущность основных теорий происхождения денег в мировой экономике
- Содержание эволюционной теории (теории обмена)
- Тема 1.2 Денежное обращение и денежный оборот.
- Тема 1.4 Денежная система: ее основные типы и инструменты
- Механизм денежного регулирования
- Тема 1.5. Валютная система.
- Тема 1.6. Платежный баланс: особенности формирования и методы регулирования
- Тема 1.7. Инфляция
- Понятие антиинфляционной политики
- Способы проведения антиинфляционной политики
- Раздел II. Кредит.
- Тема 2.1. Кредит: сущность, функции, законы Понятие ссудного капитала
- Участники рынка ссудного капитала
- Основные сегменты рынка ссудных капиталов (по целевой направленности кредитных ресурсов)
- Тема 2.2. Основные формы и виды кредита
- Тема 2.4. Основные проблемы практики кредитования коммерческих операций в современных условиях
- Раздел III. Банки.
- Тема 3.1. Возникновение и развитие банков
- Тема 3.2. Современная банковская система и ее основные элементы
- Тема 3.4. Коммерческие банки и основные виды их деятельности
- Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины
- Приложения
- По дисциплине «Деньги. Кредит. Банки.» вариант №1
- Вариант №2
- Вариант №3
- Вариант №4
- Вариант №5
- Вариант №6
- Вариант №7
- Вариант №8
- Вариант №9
- Вариант №10
- Вариант №11
- Вариант №12
- Вариант №13