6. Меры по ограничению или снижению кредитных рисков
Крупные кредиты. Органы банковского надзора всегда уделяли большое внимание концентрации рисков банков. Их цель, с точки зрения управления кредитными рисками, состоит в препятствовании тому, чтобы банки чрезмерно полагались на одного большого заемщика или группу заемщиков, но в то же время они не должны диктовать банкам, кому можно предоставить кредит, а кому нельзя. Современное банковское регулирование обычно ставит условием банку не производить инвестиции, не предоставлять большие кредиты или другие виды кредитных инструментов любому отдельному юридическому лицу или группе взаимозависимых юридических лиц сверх установленного процента от капитала банка и резервов. Используя данные ограничения, органы надзора могут контролировать как банковский сектор в целом, так и структуру кредитных портфелей отдельных банков, чтобы защитить интересы вкладчиков и предотвратить критические ситуации в банковском секторе.
Большинство стран устанавливают лимит на сумму кредитов одному клиенту в размере не более 10-25% капитала банка, хотя в некоторых странах этот лимит доходит до 30-40%. Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует максимальное значение данного лимита, равное 25%, со снижением его до 10%, когда это целесообразно. Нижняя граница, при достижении которой необходимо отчитываться перед контролирующими органами, обычно устанавливается чуть ниже максимального лимита. Органы надзора могут, таким образом, уделять особое внимание кредитам, превышающим данную границу, и предписывать банкам принимать превентивные меры до того, как риск концентрации станет чрезмерно большим.
Основная сложность при определении максимального размера выданных средств состоит в том, чтобы понять, можно ли (и в какой степени) включать в анализ другие формы кредитных инструментов. В анализ включаются условные обязательства и кредитные субституты, такие как гарантии, акцепты, аккредитивы, а также будущие требования, которые банк обязался обеспечить. В принципе условные обязательства должны браться в расчет при определении совокупной величины кредитных рисков, хотя некоторые из них могут рассматриваться с другой точки зрения. Например, гарантия по финансовым обязательствам может рассматриваться не так, как гарантия выполнения. Учитывать или не учитывать залог при оценке соответствия лимитам также спорный вопрос, так как определение стоимости залога - это процесс в высшей степени субъективный. Разумно не рассматривать залог при определении размера выданных средств.
Еще один важный вопрос заключается в определении термина "один клиент". В соответствии с международной практикой таким клиентом считается одно лицо или группа взаимосвязанных физических/юридических лиц, которые являются заемщиками одного и того же финансового института и его дочерних предприятий. Формально отдельные клиенты на самом деле могут быть взаимно связаны или контролировать (напрямую или косвенно) других клиентов - обычно за счет владения 25% голосов, контрольным пакетом акций или имея право участия в управлении предприятием. Кроме того, кредиты, выданные таким взаимосвязанным клиентам, могут представлять для банка единый риск, так как между ними существует финансовая взаимозависимость и ожидаемый источник погашения у них один и тот же.
С практической точки зрения, крупные кредиты обычно являются признаком желания банка поддержать определенных клиентов. Банки, которые увлекаются кредитованием больших корпоративных клиентов, иногда забывают о рисках, связанных с таким кредитованием.
Вопрос управления крупными кредитами имеет и следующие дополнительные аспекты: адекватность политики банка, инструкций и процедур, отслеживающих общее или взаимосвязанное владение; эффективный контроль; общие денежные потоки. В отношении крупных клиентов банк должен уделять особое внимание полноте и точности информации. Служащие кредитного отдела банка должны постоянно отслеживать события, влияющие на деятельность крупных заемщиков независимо от того, выполняют они свои обязательства перед банком или нет. Если какие-либо внешние события вызывают беспокойство, банк должен запросить у заемщика дополнительную информацию. Если есть некоторая вероятность того, что заемщик будет иметь сложности с выполнением своих обязательств перед банком, то информация об этом должна быть представлена выше в соответствии с иерархией управления кредитными рисками и должен быть разработан план на случай непредвиденных обстоятельств, если сомнения в платежеспособности заемщика станут реальными.
Кредитование связанных с банком лиц. Такое кредитование крайне опасно с точки зрения кредитных рисков. Среди этих лиц обычно - головная организация банка, основные акционеры, подконтрольные и дочерние компании, руководители и управляющие. Данные лица, как правило, способны полностью контролировать банковскую политику и процесс принятия решений или оказывать на них влияние, особенно в отношении кредитов. Очень важной является способность банка систематически отслеживать кредиты, выдаваемые должностным лицам банка. В данном случае должны оцениваться рациональность принимаемых кредитных решений и их соответствие банковской политике и процедурам. Также важно проанализировать, выдаются ли кредиты на рыночных или на более благоприятных условиях в отношении доступности, срока погашения, процентной ставки, залога и толерантности к риску.
Большинство регулирующих организаций устанавливают лимиты на совокупную величину кредитов связанным с банком лицам, обычно указывая, что она не должна превышать определенного процента от капитала 1-го уровня. Если такой лимит не установлен регулирующим органом, банк должен установить его сам как элемент своей политики. Будет разумно, если все кредиты зависимым лицам будут утверждаться руководством.
Чрезмерное кредитование отдельных географических регионов и экономических секторов. Еще одним показателем концентрации рисков является кредитование банком единственного сектора экономики или только одного географического региона. Данное обстоятельство делает банк уязвимым перед слабостями конкретной отрасли промышленности или региона; у него есть риск, что сразу несколько клиентов обанкротятся по одним и тем же причинам. Данная проблема в особенности характерна для региональных или специализированных банков, действующих в небольших странах с узконаправленными экономиками, например в преимущественно сельскохозяйственных странах или в тех, которые экспортируют только один продукт. Часто сложно оценить, какую в совокупности сумму кредитов выдал банк тому или иному сектору экономики, так как большинство систем отчетности банков не предоставляют такой информации. Еще более осложняют данную проблему разнообразные корпоративные группы; например, кредит, выданный многоотраслевому холдингу, может быть использован для финансирования проектов в различных отраслях промышленности. В любом случае банки, которые по своему характеру подвержены данным рискам, должны иметь хорошо организованные системы их отслеживания, чтобы оценивать влияние неблагоприятных тенденций на качество своего кредитного портфеля и на прибыли и убытки. Данные банки должны также иметь механизмы по управлению увеличивающимися рисками.
Пересмотренные долги - это кредиты, которые были реструктурированы в целях снижения процентных платежей или платежей по основной сумме из-за ухудшения финансового положения заемщика. Кредиты, которые продлеваются или возобновляются на новых условиях и с новым риском, не должны считаться пересмотренными долгами. Реструктурирование может состоять в передаче заемщиком банку недвижимости, дебиторской задолженности или других активов третьих сторон; в полной или частичной капитализации кредита; в добавлении нового должника к уже существующему заемщику.
Хорошо, если Совет директоров одобрит такие операции до того, как заемщику предоставят концессии. Банковская политика также должна обеспечивать, чтобы данные долги соответственно учитывались и контролировались. Банк должен определить стоимость пересмотренного кредита и снизить его балансовую стоимость до чистой реализационной стоимости, учитывая стоимость всех концессий на день реструктуризации. Снижение должно отражаться в отчете о прибылях и убытках как расход за период, в котором кредит был пересмотрен. Большие суммы пересмотренных долгов обычно говорят о том, что банк испытывает трудности. Исключением из данного правила является ситуация, когда рыночные процентные ставки падают и в пересмотре кредитных условий могут быть заинтересованы и должники, и кредиторы.
- Тема 8. Управление кредитными рисками
- Тема 8. Управление кредитными рисками 1
- 1. Управление кредитным портфелем
- 2. Анализ кредитной функции и кредитных операций
- 3. Анализ качества кредитного портфеля
- 4. Портфель неработающих кредитов
- 5. Политика управления кредитными рисками
- 6. Меры по ограничению или снижению кредитных рисков
- 7. Классификация активов
- 8. Политика резервирования кредитных потерь